RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

2. ХРИСТОЛОГИЯ

IX. ХРИСТОС ПОСЛЕ МИСТЕРИИ ГОЛГОФЫ

От Оригена до Экхарта. Кризис в понимании Христа

525.Христос был космическим до Своего вступления на Землю. Как ауру Солнца созерцал Его Заратустра. И чтобы познать Его в те времена, человек должен был идти "верхним путем": через покров чувственного мира в сверхчувственное. Таким образом познавалась, так сказать, аполлоническая природа Христа, и на этом пути Христос Сам явился пред чувственным созерцанием, проникнув сквозь завесу внешнего мира. На "нижнем пути", погружаясь в содержание души, люди приходили к дионисийским богам люциферической природы. Мир этих богов в значительной степени затмился перед пришествием Христа. После Мистерии Голгофы Христа можно найти также и при углублении во внутреннее души, когда открывается Его дионисийская природа. "Христос из внешнедушевного Бога стал внутреннедушевным Богом, Которого человеческая душа будет постигать тем больше, чем больше душевные переживания будут приближаться к такому Христу". Средневековые мистики (Экхарт, Таулер и др.) и мистики новых времен именно на этом пути искали Христа, мистического Христа. "Вначале был исторический Христос, а затем Своими действиями исторический Христос вызвал такие изменения в человеческих душах, что стало возможным в среде человечества приходить к мистическому Христу".113 (6)



Первые века Христианства

526.Апостолы смогли понять Мистерию Голгофы лишь в III-м столетии. Тогда возникает инспирирование ими первых отцов церкви. "В III столетии современники Христа стали зрелы для понимания. В IV столетии это понимание возрастало, но возрастали и трудности в инспирировании людей. В VI столетии они возросли еще больше, и так продолжалось до того времени, когда Римом был учрежден строй, воспротивившийся... этой инспирации человечества духовными тайнами Мистерии Христа".184 (11)



527. В первые столетия по Р.Х. и до VIII-IX столетия лучшие души в Западной Европе в большей степени были служебными членами Импульса Христа, чем захвачены Им в своем глубочайшем существе. Было необходимо, чтобы Христианство они восприняли как одеяние, и это одеяние Христианства носили так, чтобы оно было в эф., а не в астр. теле. ... Это означает, что они были христианами в бодрственном сознании, но не могли взять Христианство с собой, когда выходили из эф. и физ. тел. ...проходили через врата смерти. ...В новом земном воплощении они были вынуждены забыть Христианство. Ибо о том, что является лишь одеянием, в позднейшей земной жизни не вспомнить".157 (4)



528. В первые столетия по Р.Х. и до VIII-IX столетия лучшие души в Западной Европе в большей степени были служебными членами Импульса Христа, чем захвачены Им в своем глубочайшем существе. Было необходимо, чтобы Христианство они восприняли как одеяние, и это одеяние Христианства носили так, чтобы оно было в эф., а не в астр. теле. ... Это означает, что они были христианами в бодрственном сознании, но не могли взять Христианство с собой, когда выходили из эф. и физ. тел. ...проходили через врата смерти. ...В новом земном воплощении они были вынуждены забыть Христианство. Ибо о том, что является лишь одеянием, в позднейшей земной жизни не вспомнить". 157 (4)



От Оригена до Экхарта. Кризис в понимании Христа

529.Ориген, Климент Александрийский — они уже не могли различать, где в человеке физическое, наследственное, а где духовно-душевное. "С исчезновением знания о человеке перестали понимать и Богочеловека. Знание об Иисусе и знание о Христе разошлись".
     "С одной стороны, начинаются рождественские игры (IX-XII вв.): ищут как только могут Иисуса внешне, и именно в самом внешнем представлении. Мистики (Таулер, Экхарт) ищут Христа, ищут так развить душу, чтобы она узрела входящего в нее Христа; совершенно преобразованного, совершенно далекого от мира, чисто духовного Христа искали они и желали постичь в своих душах". — Это с другой стороны. "Иисуса и Христа искали на двух различных, далеко отстоящих один от другого путях, в одно и то же время. Что у Оригена было теоретической трудностью, невозможность свести Иисуса со Христом, в деревнях это выступало внешне".165 (4)



530. "Таулеру, Экхарту было ясно: когда внутри нас восходит Тот, Кого Моисей некогда называл Ягве, то это — Христос. Но это уже не отраженная Сущность Христа, а непосредственно Сам Христос, восходящий из глубины сердца".118 (7)



531. "Эти духи: Экхарт, Таулер и другие — не притязали на понимание Бога, Христа, но, как они говорят, они хотели вести "спокойную" жизнь, чтобы переживать Христа в своей душе. ... Крестовые же походы лишь подтвердили: "Тот, Кого вы ищете, Его здесь нет!" — То, что они искали, жило в форме европейской мистики". 152 (5)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru