RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

2. ХРИСТОЛОГИЯ

XI. ВЕЛИКИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ

1. Праздники в кругообороте года

Праздники

Михаэль между Люцифером и Ариманом

581. "С тем характером, который Люцифер придал своему существу, он не может соединить ничего вычислимого. Его идеал — космическая безусловная интеллигенция (как субстанция. — Сост.) и действие воли.
     Эта Люциферическая тенденция соразмерна мировому порядку в областях, где должно царить свободное вершение. И там Люцифер — правомерный духовный помощник раскрытия человечества. Без его помощи в духовно-душевное человека, строящееся на основе телесно-вычислимого, не могла бы вселиться свобода. Но Люцифер хотел бы распространить эту тенденцию на весь Космос. И тогда его деятельность становится борьбой против божественно-духовного порядка, к которому изначально принадлежит человек.
     Тогда вступает Михаэль. Своим существом он стоит в невычислимом; но он создает равновесие между невычислимым и вычислимым; последнее он несет в себе как мировую мысль, полученную им от его богов.
     В ином положении находятся в мире ариманические власти. Они — полная противоположность божественно-духовных существ, с которыми изначально связан человек. В настоящее время эти последние — чисто духовные власти, несущие в себе совершенно свободную интеллигенцию и совершенно свободную волю, но они в этой интеллигенции и в этой воле создают, как мировую мысль, мудрое уразумение необходимости вычислимого, несвободного, из лона которого человек должен раскрыть себя как свободное существо. И со всем вычислимым, с мировой мыслью они в космосе связаны в любви. Эта любовь струится от них через Вселенную.
     В полной противоположности к этому живет в жадном вожделении ариманических властей холодная ненависть ко всему раскрывающемуся в свободе. Стремление Аримана направлено на то, чтобы создавать космическую машину из того, что он с Земли излучает в мировое пространство. Его идеал — единственно и исключительно — мера, число и вес.
     Он был призван служить в космосе развитию людей потому, что должна была раскрыться его область меры, числа и веса. Лишь тот действительно постигает мир, кто всюду постигает его духовно-телесное. Это должно быть принято во внимание вплоть до самой природы, в отношении таких властей, как действующие в любви божественно-духовные и в ненависти — ариманические власти. В природном мировом тепле, начинающемся весной и возрастающем к лету, нужно воспринимать природную любовь божественно-духовных существ; в веющем морозе зимы нужно осознавать действие Аримана.
     В расцвете лета в тепло, в природную любовь вмешивается сила Люцифера. На Рождество против морозной ненависти Аримана обращается сила божественно-духовных существ, с которыми изначально связан человек. И к весне природная божественная любовь постоянно смягчает природную ненависть Аримана.
     Появление этой ежегодно выявляющейся божественной любви есть время воспоминания о том, как со Христом свободный божественный элемент вступил в вычислимый элемент Земли. — В полной свободе действует Христос в вычислимом; этим Он обезвреживает имеющее вожделение только к вычислимому, а именно — ариманическое.
     Событие Голгофы есть свободный космический акт любви внутри истории Земли; Голгофа постижима также лишь любовью, которую человек несет навстречу пониманию".26 (140-143)



Праздники

582. Смысл праздников заключается в том, что их участники приходят в возвышенное настроение, что они возбуждают себя природными процессами. ...благодаря праздникам обостряется рассудок"... Д.19, с.1-2
     "От Рождества до Иоаннова дня человек воспринимал беспрерывное выдыхание душевного в дали мирового пространства. Душа Земли устремляется к звездам. Душа Земли хочет познать жизнь звезд. И Душа Земли через свет летнего Солнца наиболее связана с движением звезд в Иоанново время. В определенных областях люди воспринимали это в древние времена, за тысячелетие до Мистерии Голгофы. Это могли тогда познавать. И из познания возникли отправления летних Мистерий. В летних Мистериях, в Иоанновых Мистериях, о которых особенно заботились на севере, в Мистериях вершины лета ученики посвященных, руководствуясь советами посвященных, которые вели их к посвящению, стремились следовать за душой Земли в звездные дали, чтобы прочитать в звездах, какие духовные свершения, какие духовные факты связаны с Землей. В то время от Рождества до Иоаннова дня человек следовал за выхождением Души Земли в звездные миры, за устремлением земной Души к звездам. И отзвук, но традиционный отзвук этого стремления земной Души к звездам сохранился в установлении дня Пасхи: в первое воскресенье после весеннего полнолуния, т.е. по масштабу, взятому у звезд, поскольку человек в древности говорил: душа человека хочет следовать за Душой Земли на ее пути к звездам, и звездную мудрость рассматривать как такую, которой человек должен направляться".
     "Рождественский праздник должен вычисляться по-земному, ибо здесь Душа Земли пребывает целиком соединенной с Землей. Праздник Рождества может происходить в один и тот же день. ... праздник Пасхи должен быть определен по небесному счету".226 (6)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru