RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

2. ХРИСТОЛОГИЯ

XII. ИМПУЛЬС ХРИСТА И ПРОТИВОБОРСТВУЮЩИЕ СИЛЫ. КОСМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЛЮЦИФЕРА

5. Христос между Люцифером и Ариманом

Христос и Люцифер

Христос и Ариман. (Агасфер)

Троичность

761. "Как Люцифер представляет элемент Манаса, так Христос — элемент Буддхи".93-а (26)



762. "Через оккультизм нам указывается, что Христос — это солнечное Существо, Которое ведет нас (после смерти) назад к Солнцу. И здесь встает нечто такое, что может шокировать! Насколько необходимым является наше понимание Христа, настолько же необходимым становится теперь (когда после смерти мы приходим в сферу Солнца) понимание кое-чего иного. Тогда начинается время, когда как реальное существо познается тот, кого обычно называют Люцифером. Когда человек чувствует себя в Солнце, то он чувствует себя не в струящемся физическом свете, а в чисто духовном свете. И с этого момента Люцифера ощущают как существо, уже больше не враждебное, как прежде, его ощущают все более и более как правомерное в мире существо. Теперь чувствуют необходимость в дальнейшем ходе жизни после смерти рассматривать Люцифера и Существо Христа как две рядом стоящие одинаково правомерные силы. И как удивительно ни звучала бы эта мысль о равном значении Христа и Люцифера, с означенного момента времени это становится очевидным; обе силы тогда видны как некоего рода братские".
     "Если бы Христос не сопровождал душу, то в ней исчезло бы воспоминание о земной жизни. ...Через нашу новую жизнь в духовном мире (в сфере Солнца) мы обретаем новый интерес к Люциферу и его миру. Мы обнаруживаем, что именно там, где мы освобождаемся от интереса к земному, мы можем совсем без вреда для себя стать напротив Люцифера". После сферы Солнца мы поднимаемся в сферу Люцифера. "И в той жизни, которой мы тогда живем, нам открывается, что Христос дал нам все прошлое, все, что лежит позади нас, а Люцифер подготавливает нас к будущей инкарнации. И если мы сознательно проходим через жизнь Марса, а позже на Земле через посвящение можем вспомнить о ней, то мы открываем, что все несомое нами, помимо переживаний из земного бытия... дано нам Люцифером". 140 (2)



762a. "Одни и те же слова могут быть истинными и ложными в зависимости от того, из каких уст они исходят. В устах Люцифера издевательством звучат слова: "природа — грех, дух — дьявол". Но в том смысле, что материальная природа есть наказание за грех и мы вынуждены ощущать дух в природе, как нечто, делающее нас больными, приносящее нам страдание, — эти слова являются истинными. Ибо боль, страдание есть Богом данные средства познать и преодолеть эгоизм. В устах Люцифера слова: "...вы будете как боги", являются ложью; но будучи правильно поняты — истиной. Христос говорит: "вы — боги" — сыновья Божества. Человек призван к обоготворению".266-3, с. 111



762б. "Вы можете быть просвещены Святым Духом, новым Духом. — Это есть тот Дух, благодаря которому будет познан Христос. Люцифер является носителем факела этого света, Света-Христа. Он есть дух, господствующий над Ложей двенадцати как тринадцатый". (См. сообщение Рудольфа Штайнера о том, как меняется облик Люцифера в сфере Солнца и выше.)
     Человек должен понять развитие Земли вместе с пребывающем в этом развитии Христом. Тогда он спасет Люцифера. "Но только сознанием, желающим познавать Христа". Спасаясь бессознательно, человек оставляет Люцифера не спасенным.266-1, с. 206



Христос и Ариман. (Агасфер)

763. "Борьба в материальном внешнем мире должна длиться до завершения земного развития. Поэтому Христос хотя и должен держать Аримана в страхе, но должен оставлять его возле Себя".148 (17)



764. В древние времена люди через вдохновение получали представления из духовных миров. Сами они не думали. И смерть они переживали как майю, не производивщую на них особенного впечатления. Они знали только жизнь и были лишены интеллекта. Чтобы овладеть интеллектом, человек должен был стать смертным, должен был начать отлагать в себе минеральные субстанции. Но исходя из развития др. Сатурна, Солнца и Луны, Иерархии не могли создать такую Землю, на которой человек, бывший бессмертным на др. Луне, смог бы стать смертным. Иерархии как бы говорили себе: "Мы, высшие Иерархии, не можем создать такой Земли, из сил которой человек мог бы прийти к интеллекту. Здесь мы должны допустить совсем другое существо, которое идет совсем иным путем, чем мы, допустить ариманическое существо. Ариман является существом, не принадлежащим к нашим Иерархиям. В поток эволюции он входит другим путем. Мы должны допустить этого Аримана. Если мы потерпим Аримана в земном развитии, если мы дадим ему некую часть в нем, то он принесет нам смерть, а с нею и интеллект, и мы сможем в человеческое существо внести смерть и интеллект. Ариман знает смерть. Ариман знает ее, поскольку он соединен с Землей, поскольку он проходит путем, соединяющим его с земным развитием. Он — знающий смерть, он мудрец смерти. Поэтому он также и господин интеллекта".
     "Боги стояли перед большой проблемой: потерять в Аримане в некотором смысле господство над Землей. Существовала одна возможность для богов узнать нечто такое, чего в своих божественных мирах, не пронизанных Ариманом, они не могли познать, — это послать Христа познать смерть на Земле. Бог должен был умереть на Земле, и Он должен был умереть так, чтобы основание Его смерти заключалось не в божественной мудрости, а в человеческом заблуждении, которое возникает из взгляда, будто Ариман является единственным господином (в земном). Бог должен был пройти через смерть и смерть преодолеть. Таким образом, Мистерия Голгофы означает для богов обогащение их знания через мудрость смерти. Если бы ни один бог не прошел через смерть, то Земля стала бы совершенно интеллектуалистичной, совершенно не способной в дальнейшем проходить эволюцию, предопределенную ей богами".
     Христос учил Своих посвященных, что Он пришел из мира, где не знают смерти; Он познал смерть на Земле; Он смерть победил; если человек понимает связь земного мира с божественным, то снова возводит интеллект к спиритуальному. Так примерно следует выразить то содержание эзотерического учения, данного Христом Своим посвященным. Им было дано учение о смерти с точки зрения божественного мира.
     Если хотят прозревать всю глубину этого эзотерического учения, то понимающим всю человеческую эволюцию необходимо знать: боги победили Аримана когда сделали его силы нужными для Земли, но они притупили свою силу, когда сами познавали смерть в Существе Христа. Боги хотя и включили Аримана в земное развитие, но, используя его, принудив его низойти в земное развитие, они свое собственное господство не осуществляют до конца.
     Кто знает Аримана после Мистерии Голгофы и кто знал его раньше, тому известно, что Ариман ждал того всемирно-исторического момента, когда он сможет вмешаться (в развитие человека) так, что его действие будет не только таким, каким оно было с атлантических времен — это вы знаете из моего "Очерка тайноведения", — т. е. сказываться на бессознательном и подсознательном человека, но он сможет вмешаться и в сознание человека. Если человеческие слова применимы к божественной воле, то можно сказать: Ариман вожделенно ждал момента, когда он сможет со своей силой проникнуть в человеческое сознание.
     И вот он был застигнут врасплох тем, чего раньше не знал, что божественная Воля решит послать свое Существо на Землю, пошлет Христа и Он пройдет через смерть. Благодаря этому ... у господства Аримана было сломано острие. С того времени он использует каждую возможность привести человека к употреблению голого интеллекта; он и по сей день не отказался от надежды, что ему это удастся. ...Можно, например, сказать, что в душе Аримана — если говорить о душе Аримана, то делать это следует сравнительным образом — господствовала особая радость — я все употребляю человеческие выражения, где должны быть найдены какие-то другие, — особая радость господствовала в душе Аримана с 40-х годов XIX в. и до его конца, поскольку преобладающее господство материализма дало ему надежду на его собственное господство на Земле". Тогда не христианской стала даже теология. "И противниками Аримана в настоящее время являются лишь учения, проистекающие из Антропософии".211 (7)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru