RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

I. ОТ ЧЕЛОВЕКА ФИЗИЧЕСКОГО ДО ДУХОЧЕЛОВЕКА

II. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА

III. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА . МАКРОКОСМОС И МИКРОКОСМОС

IV. ФЕНОМЕН ЖИЗНИ

V. КРУГООБОРОТ ЖИЗНИ

VI. КРУГООБОРОТ СНА И БОДРСТВОВАНИЯ

VII. РЕИНКАРНАЦИЯ И КАРМА

VIII. УЧЕНИЕ ОБ ОРГАНАХ ЧУВСТВ

IX. ДУШЕВНЫЕ КАЧЕСТВА — ВЛИЯНИЕ НА ТЕЛО, ДУШУ И ДУХ

Х. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

XI. ВНУТРЕННЯЯ ПРИРОДА ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ

XII. ДУША МЕЖДУ ФИЗИЧЕСКИМ И СВЕРХЧУВСТВЕННЫМ

765. "Как Христос является правомерно ставшим человеком Богом, так должны мы иметь Его противообраз — неправомерно ставшего богом человека, который странствует как бессмертный человек, воспринявший неправомерным образом божественную природу. ...и им является Агасфер... вечный еврей. Его, может быть, не всегда узнают и принимают за кого-то другого. Но, глядя в свое внутреннее, человеку может явиться вечный еврей, как может ему осветиться Христос".211 (2)



765a. "Есть формула, в которой может быть выражено то, чем стал Христос: для Земли Он стал праобразом человечества, через Него человечество обретает смысл. И если бы совершилось другое, если бы в то же самое время, в которое Бог стал человеком, также и человек получил бы тяготение стать Богом, т.е. больше не умирать, не подпадать законам земной жизни, то, естественно, в то время, как Бог стал совершеннейшим человеком, низойдя на Землю, человек стал бы наиболее жалким из богов. И такая полярная противоположность существует! Не зря стоит рядом с нисшедшим на Голгофу Христом Агасфер, человек, ставший богом, но халтурным богом, который утратил возможность умереть, который странствует через мир и не может умереть, бог, который живет на физическом плане, но на физическом плане развивает те свойства, которые должны бы развиваться только в стране снов.
     Это неимоверно остроумно, что здесь встает перед нашей душой. Божественность придана человеку, и он становится богом, но, конечно, и это разумеется само собой, таким образом, что это причиняет ему страдание. Человек, ставший богом, получивший уже в пределах земного развития принцип, в силу которого Бог не должен сходить на физический план — таков иудаизм, ветхозаветное мировоззрение.
     Здесь также Мистерия. Кто эти вещи понимает, тот знает: Агасфер — это действительное существо, и легенда об Агасфере основывается на реальном впечатлении от восприятия Агасфера, которое получали то там, то здесь, ибо Агасфер существует, и он является покровителем иудейства после того, как совершилась Мистерия Голгофы. Это человек, ставший богом. Нам должно быть ясно, что к полному пониманию исторического познания мы придем только через привлечение духовного.
     Мы смотрим, с одной стороны, на вочеловечение Бога в событии Голгофы, мы смотрим на обожествление человека в Агасфере. И посвященный может знать, что Агасфер действительно существует. Его, естественно, нельзя видеть как человека. Он стал богом. Но он странствует повсюду. Он пребывает в земном бытии. И действительное изложение истории, постигающее полную реальность, делает необходимым бросить взгляд на то, что как духовная реальность проходит через историческое становление человечества. ...Агасфер как духовное существо идет через мировое развитие и постоянно мешает тому, чтобы человек тем способом, который заложен в развитии, через Христа снова возвратился в духовный мир, из которого исшел, когда потерял атавистическое ясновидение".211 (1)



Троичность

766. "Древние представляли себе, например, наверху Асгард, царство богов, внизу — Ётунхайм, царство великанов; в середине находится человек — это Митгард. Все это есть не что иное, как выраженное германо-среднеевропейским образом представление древних персов об Ормузде и Аримане. На нашем языке мы должны здесь говорить о Люцифере и Аримане. Мы должны об Ормузде говорить как о Люцифере и не просто как о добром Боге. Большое заблуждение возникает оттого, что устанавливают некий дуализм между только добрым Богом Ормуздом и его противником Ариманом, злым богом. Отношение же здесь скорее подобно тому, которое имеется между Люцифером и Ариманом". В IX в. была известна одна поэма, посвященная Людовику Немецкому, возникшая, несомненно, много ранее под названием "Muspilli". В ней Илия борется с антихристом, и из его ран течет кровь. Эмоционально, пророчески Илия в поэме поставлен в люциферическое царство, поскольку Христа тогда хотели поставить в Митгард — в среднюю сферу. Тогда еще имели правильное чувство о противоположности между Люцифером и Ариманом. Перед европейским человечеством стоит задача от двойственности, дуализма прийти к принципу троичности, к особой Троице: "Христос уравновешивает Ормузда и Аримана".205 (15. VII)



767. "Понять, как Христос стоит между Люцифером и Ариманом, что Он означает по отношению к Люциферу и Ариману, — такова основная задача ближайшего будущего". 165 (11)



УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ



1. "Чтобы понять, как Христос, как некий род Космического Я, проник в тело, необходимо, прежде всего, знать нечто об этом теле. Для того, кто в будущем будет искать понимания Христа, знание многочленного человека станет существенным подготовлением".165 (13)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru