RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

I. ОТ ЧЕЛОВЕКА ФИЗИЧЕСКОГО ДО ДУХОЧЕЛОВЕКА

1. Тело, душа, дух

2. Три тела

3. Человек головы, груди и конечностей

4. Три души

5. Я

6. Троичный дух: Манас. Буддхи. Атма.

7. Существо человека во всей совокупности

7. "Подобно тому, как нужно было приписать человеческому телу три формы бытия: минеральную, расти­тельную и животную, так нужно приписать ему и четвертую, особенную, человеческую. Через свою минеральную форму бытия человек родственен всему видимому; через растительную — всем существам, которые растут и размножаются; через животную — всем существам, которые воспринимают окружающее их и на основе внешних впечатлений имеют внутренние переживания; через человеческую — он уже и в телес­ном отношении образует свое особое царство".9 (3)



8. "Человеческое тело обладает строением, соответствующим мышлению. Те же вещества и силы, что находятся в минеральном царстве, находятся в человеческом теле в сочетании, благодаря которому может проявляться мышление. Это минеральное, образованное в соответствии со своей задачей строение, будет называться в последующем изложении физическим телом человека.
     Это, организованное с расчетом на мозг, как на свое средоточие, минеральное строение возникает путем размножения и получает свой законченный облик путем роста. Размножение и рост человек имеет общие с растениями и животными".9 (6)



9. "Физ. тело возникает оттого, что праобраз человека уплотняется настолько, что может проявляться чувственно. Согласно этому, физ.тело можно также назвать существом первого элементарного царства, которое уплотнилось настолько, что стало доступным чувственному восприятию". 9 (12)



10. Если ясновидчески взглянуть на физ.тело, то оно явит собой туманное образование. Его истинный облик открывается в высших сферах Девахана.129(6)



11. Мысль устремляется в эфирную субстанцию и вызывает в ней движение. Эта эфирная субстанция, в свою очередь, вызывает в своем окружении пустое пространство, ибо все, что ей необходимо (для ее движения), она может взять только из своего окружения. "И такое пустое пространство возникает, когда человек думает или когда высшие существа (Ангелы, Архангелы) посылают свои мысли в человека.. Это пустое пространство и является, по сути говоря, физ.телом … И это действительно так: реальное пребывает там, где нет физического; а физическое — его вообще нет, это пустота в мире". 162 (8)



12. "Между настоящим временем и вечностью стоит душа, держа середину между телом и духом. Но она является также посредницей между настоящим временем и вечностью. Она сохраняет настоящее для воспоминания. Этим она вырывает настоящее у преходящего и подымает его в вечность своего духовного. Она также запечатлевает вечное во временно-преходящем, когда в своей жизни не отдается одним только мимолетным возбуждениям, но из самой себя определяет вещи, внедряет свое сущес­тво в действия, совершаемые ею. При помощи воспоминаний душа сохраняет вчерашний день; своими дейст­виями она приготовляет себе завтрашний день". "Несомненно, что душа, как бы посредством оттиска за­печатлевает в теле событие, благодаря которому нечто становится воспоминанием; но именно душа должна сделать этот оттиск и затем воспринять его, как она воспринимает что-либо внешнее. Таким образом, она является хранительницей воспоминаний". 9 (7)



13. "Как мертвое возникает из живого, так все просто живое возникает из душевного. Просто живое не возникает из телесного. Ощущение, душевное является первым, а из него возникает телесное. Все ма­териальное возводимо назад, к душевному".96 (2)



14. "Душа переживает себя в теле, тело же живет с внешним миром, в нем и через него; душевное не имеет для тела иного значения, чем события внешнего мира. Необходимо прийти к воззрению, что тепло и холод внешнего мира имеют для кровообращения такое же значение, как страх или стыд, испытываемые ду­шой.
     Итак, прежде всего, человек чувствует в себе законы внешнего мира действующими в том совершенно особом сочетании, которое заявляет себя в образовании человеческого тела. Он ощущает это тело как часть внешнего мира. Но внутреннему сочетанию его он остается чужд".
     "Нет ничего невыносимого в мысли, что тело разложится на свои элементы, но зато есть нечто бессмы­сленное в мысли, что то же самое постигнет и душу".16 (1)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru