RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

I. ОТ ЧЕЛОВЕКА ФИЗИЧЕСКОГО ДО ДУХОЧЕЛОВЕКА

1. Тело, душа, дух

2. Три тела

3. Человек головы, груди и конечностей

4. Три души

5. Я

6. Троичный дух: Манас. Буддхи. Атма.

7. Существо человека во всей совокупности

17. "Мы называем душевным "я" и астр. тело".224 (5)



18. "Вы можете точно различать внутри вашей душевной жизни волю, мудрость (чувства, представления), движение и форму. Все это ткет и живет внутри вашей души".134 (4)



19. Гете написал в юности "Вечного жида", чего в старости устыдился. В нем жило, с одной стороны, вечно-духовное, а с другой — (чем он не был сам) душевное, определяемое его окружением. И из борьбы этих противоположностей возник Гете. Душа не может быть единым существом, иначе она не в состоянии развиваться.115 (6)



20. "Физ. телом, эф. телом и телом душевным человек коренится в физическом мире, а Самоду­хом, Жизнедухом и Духочеловеком он расцветает в мир духовный. Пускающий же с одной стороны корни, а с другой цветы стебель — это есть сама душа".9 (6)



21. "В дыхательном процессе, а не в интеллектуальном процессе становимся мы душой. Мы чувствуем наше существо, когда чувствуем наши мысли пульсирующими на волнах дыхания через все наше тело. ... здесь чувствуют свое человеческое как творение духа".305 (2)



22. "В качестве хранительницы прошлого душа постоянно собирает сокровища для духа. Мое умение от­личить верное от неверного зависит от того, что я, как человек, представляю собой мыслящее сущест­во, которое в состоянии охватить истину в духе. Истина вечна; она могла бы мне снова и снова от­крываться в вещах, даже если бы я постоянно терял из виду прошедшее, и каждое впечатление было бы для меня новым. Но дух, который во мне, не ограничивается только впечатлениями настоящего; душа охва­тывает своим кругозором и прошедшее. И чем больше она может прибавить к нему из прошлого, тем бога­че делает она этот кругозор. Т.обр., душа передает дальше духу то, что она получила от тела. Вслед­ствие этого дух человека в каждый момент своей жизни содержит в себе двоякое: во-первых, вечные за­коны истины и добра и, во-вторых, воспоминание о переживаниях прошедшего. Все, что делает человек, он делает под влиянием обоих этих факторов. И если мы хотим понять его дух, то мы должны знать о нем две вещи: во-первых, насколько раскрылось ему вечное и, во-вторых, какие сокровища прошлого лежат в нем.
     Эти сокровища отнюдь не остаются для духа в неизменном виде. Впечатления, которые человек приоб­ретает из переживаний, понемногу исчезают из памяти. Но не их плоды. Мы не помним все переживания, через которые мы прошли в детстве, пока усваивали искусство чтения и письма. Но мы не могли бы ни читать, ни писать, если бы не прошли через эти переживания и если бы их плоды не сохранились в нас в форме способностей. Это и есть то превращение, которое производит дух с сокровищами памяти. Он предоставляет то, что может вести к картинам отдельных переживаний, его судьбе и берет из него лишь силу для возвышения своих способностей. Т.обр., несомненно, ни одно переживание не проходит бес­плодно; душа сохраняет его как воспоминание, а дух извлекает из него то, что может обогатить его способности, содержание его жизни. Человеческий дух растет благодаря переработанным переживаниям. — И поэтому, хотя и нельзя искать прошлые переживания в духе так, как если бы они были сложены в кладо­вой, но мы находим их воздействия в приобретенных способностях".9 (7)



23. "В том, что наполняет душу сознательную, сокрытое вступает без покрова в самый внутренний храм души. Однако оно является здесь именно только как капля из моря всепроникающей духовности. Но человек должен именно здесь впервые охватить эту духовность. Он должен познать ее в самом себе, то­гда он сможет найти ее также и в ее проявлениях.
     Проникающее здесь, как капля, в душу сознательную, тайноведение называет духом. Так связана душа сознательная с духом, который есть сокрытое во всем явном. Если человек хочет охватить дух во всем явном, он должен сделать это таким образом, как он охватывает Я в душе сознательной. Он должен распространить на видимый мир ту деятельность, которая привела его к восприятию Я".13 (2)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru