RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

I. ОТ ЧЕЛОВЕКА ФИЗИЧЕСКОГО ДО ДУХОЧЕЛОВЕКА

2. Три тела

Эфирное тело

Эфирное тело

90. "Форма живого воспроизводится путем наследственности. Как будет развиваться живое существо — это полностью зависит от того, от каких отцовского и материнского существ оно возник­ло, или, иными словами, к какому виду оно принадлежит. Вещества, из которых оно состоит, сменя­ются постоянно; вид же остается в течение жизни и передается по наследству потомкам. Итак, вид есть то, что определяет сочетание веществ. Эта сила, образующая вид, должна быть названа жизненной силой. Как минеральные силы выражаются в кристаллах, так образующая жизненная сила вы­ражается в видах или формах растительной и животной жизни".
     "В каждом растении, в каждом животном человек ощущает кроме физического облика еще его духовный, исполненный жизни облик . Чтобы как-нибудь обозначить его, пусть этот духовный облик называется эфирным телом или жизненным телом. — Для ис­следователя духовной жизни это представляется следующим образом. Для него эф.тело не есть только про­изведение веществ и сил физ.тела, но самостоятельная, действительная сущность, которая только и вызы­вает к жизни названные физические вещества и силы. Когда говорят, что простое физ. тело — как, например, кристалл — получает свой облик благодаря присущим безжизненному физическим формообразующим си­лам, то выражаются в духе тайноведения; живое тело получает свою форму не через эти силы, ибо в то мгновение, когда жизнь удалилась из него и оно предоставлено только физическим силам, оно распадается. Жизненное тело есть сущность, которой в каждое мгновение в течение жизни физ.тело охра­няется от распадения. — Для того, чтобы увидеть жизненное тело, чтобы воспринять его у другого существа, необходимо иметь пробужденное духовное око. Без него его существование можно принять в силу логических оснований. Но его можно увидеть духовным оком точно так же, как видят цвет физическим глазом. — Не надо смущаться выражением "эфирное тело". "Эфир" обозначает здесь нечто иное, чем гипотетический эфир в физике. Пусть это будет принято просто как обозначение для того, что здесь описывается".
     "Своей принадлежностью к мыслящему духу эф.тело человека отличается от эф. тела растений и живот­ных. — Подобно тому, как своим физ.телом человек принадлежит к минеральному миру, так своим эф.телом он принадлежит к миру жизни. После смерти физ.тело растворяется в минеральном мире, тело эфирное — в мире жизни". 9 (6)



91. "Душа называет часть чувственного внешнего мира своим телом. Душа, переживающая вне этого те­ла, может считать своею часть нечувственного внешнего мира. Когда человек вырабатывает способ­ность наблюдать область, лежащую по ту сторону мира внешних чувств, он может говорить, что к нему принадлежит некое невоспринимаемое внешними чувствами тело. Это тело можно назвать стихийным или эф. телом".16 (2)



92. "Эф.тело есть подвижный в себе организм, беспрерывное выражение мыслей, чувств и воли".158 (6)



93. Мы переживаем эф.тело "...так, что оно, собственно, все соткано из мыслей". Это не пространствен­ное, а временнОе тело. Лишь миг оно живет в пространстве. "В следующий миг оно уже есть нечто другое. Оно находится в постоянном колебании, в постоянном изменении. Эти изменения и переживаются как табло жизни". И при этом переживают себя как волну в эфирном Универсуме. Кроме того, эф.тело постоянно стремится физическую материю растворить в ничто. Идет постоянная борьба эф.тела с принятой в качест­ве пищи материей. Ее выражением является выделение. "Ровно столько, сколько мы выделили через физические органы выделения, превратилось, с другой стороны, в негативную материю, в негатив­ное вещество, которое по принципу всасывания живет в нашей нервной системе, особенно в мозге".84 с.95-96



94. "Можно при описании эф.тела приводить и другие переживания души, отвечающие ощущениям тепло­ты, впечатлениям звука и т.д. Ибо оно есть не только цветовое явление".13 (7)



95. "В древнейшие эпохи физ.тела у людей были примерно одинаковые (когда они еще обитали в водной среде), но эф.тела были различны. Имелось четыре различных типа эф.тел, по которым различались люди. Эти типы названы в Апокалипсисе: Телец, Орел, Лев и Человек. Современные животные уже иные. Но они производят примерно то впечатление, которое производят те древние апокалиптические животные. В древ­них людях присутствовали все четыре типа. Но в группах преобладал тот или другой из них".106 (3)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru