RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

I. ОТ ЧЕЛОВЕКА ФИЗИЧЕСКОГО ДО ДУХОЧЕЛОВЕКА

4. Три души

Сравнительное описание трех душ

190a. Склонность верить в абсолютные, вечные истины есть свойство души сознательной. Может случиться, что они заберут в ней верх, станут бесконтрольными и польются вовне. В оккультизме такого человека называют "внутренним саддукеем".
     Человеку свойственно, исходя из души рассудочной, лично познанную истину выдавать за общепознанную. Делается это из чувства стыда, когда не могут сказать: это я сам познал. Таких в оккультизме называют "внутренними фарисеями", если указанное свойство делается неподконтрольным. Оно тогда приводит к лицемерию и неискренности.
     В душе ощущающей стремление к истине может привести к забвению, отказу от всего, чему может научить внешний мир. Это тоже ошибка, хотя и более скромная, чем та, что возникает в душе сознательной. Таких в оккультизме называют "внутренними ессеями". Орден ессеев был хорошим делом, но его учредители знали, для какого времени, места и цели он необходим.
     Всех трех "персонажей" в нас следует привести к взаимоотношениям, ибо по отдельности они вредны. Один из них должен служить другому, и оба вместе — третьему. Он же должен господствовать над двумя первыми, но не сам для себя. Если все три недостатка выступят перед Божеством, мы переживем стыд, подобный тому, какой пережили Адам и Ева.
     "Существуют люди, которые остаются как бы замкнутыми в определенном кругу воззрений, где они чувствуют себя как дома и могут совершать значительнейшие вещи. Такие люди замыкаются от всего, что могло бы проникнуть в круг их воззрений... Таковы люди, преобладающим образом живущие в душе сознательной, которая сильно преобладает у них над другими членами души. Очень волевые, активные натуры принадлежат к их числу" (саддукеи).
     Другие могут все объяснить и все находят объяснимым. Стремясь к истине, они не очень точны в обхождении с нею. Ведь истина не абсолютна, она конкретна (фарисеи).
     Фарисей в человеке совершает насилие над душой рассудочной, считая истинным лишь то, что сам любит. Ессей — это чрезмерно разросшаяся душа ощущающая, односторонне замкнутая на себя, не ищущая связи с Космосом и познания.266-2, с. 397-405



191. Душа ощущающая сильнейшим образом изживает себя в душевной жизни. "Зато душа сознательная изживает себя подобно свету, когда он большей частью ослаблен, становится подобным темноте: в сине­-фиолетовом. Так душа сознательная изживает себя в переживаниях более отделенных от внутренней душевной жизни, которые переживаются более в том, что им может дать тело через свои силы и особенности. ... Душа сознательная целиком и полностью господствует в своей связи с телом". Отношение души рас­судочной к душевной жизни напоминает положение зеленого цвета между красным и фиолетовым, образующе­го красно-желтое и сине-фиолетовое.64 с.124



192. "Ощущение вещей вовне схватывается душой ощущающей. А то, что мы называем чувствами, чувст­вом любви, ненависти, желания, т.е. симпатии и антипатии, схватываются душой рассудочной ...". Душу сознательную можно наблюдать в одной точке.53 (2)



193. Роза вызывает во мне ощущения — это действует душа ощущающая. Затем я могу думать о ней — тогда действует душа рассудочная. Но если теперь (после чувств и мыслей) я сделаю из цветов букет и говорю себе, что кому-то он может принести радость, то я перехожу к действию, вступаю в душу сознатель­ную, вновь привожу себя через нее в соприкосновение с внешним миром.119 (2)



194. В человеческом существе различные души включаются в различные тела: душа ощущающая — в душевное тело, душа рассудочная — в эф.тело, душа сознательная — в физ.тело.116 (1)



195. Человек, целиком живущий в душе ощущающей, когда ест хороший обед, любит от удовольствия хлопать себя по телу. Это верный знак того, что в нем еще сильна душа ощущающая. Кто живет в душе рассудочной, тот любит хлопать себя по груди, доказывая истину того, что он говорит. А тот, кто глу­боко вошел в душу сознательную держится за нос или гладит, почесывает за ушами, когда особенно глубоко о чем-то размышляет. Так выступают: нижняя часть тела, средняя и верхняя.108 с.100



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru