RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

II. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА

1. Гомо — Антропос — Манушья

Индивидуализация. Типы

253. "Возьмем сначала душевные переживания с сильно выраженными аффектами. Их можно разделить на два рода, на такие, к которым душа влечется преимущественно живот­ной природой, и на такие, которые принимают более утонченную форму, так сказать, находятся под вли­янием размышления. При переживаниях первого рода ауру в определенных местах пронизывают преимущес­твенно коричневые и красновато-желтые цветовые потоки всех оттенков. При переживаниях с более утон­ченными аффектами в тех же мостах ауры проступают оттенки более светлого красно-желтого и зеленого цветов. Можно заметить, что по мере увеличения интеллигентности все чаще появляются зеленые цвета. Люди очень умные, но занятые всецело удовлетворением своих животных побуждений, обнаруживают много зеленого цвета в своей ауре. Но их зеленый цвет будет всегда в большей или меньшей степени иметь налет коричневого или коричнево-красного цвета. У неинтеллигентных людей большая часть их ауры про­низана коричнево-красными или даже темно-кроваво-красными потоками.
     Существенно иной, чем при таких состояниях аффекта, является аура при спокойном, взвешивающем, вдумчивом душевном строе. Коричневатые и красноватые тона отступают, и наружу выступают раз­личные оттенки зеленого. При напряженном мышлении аура имеет успокоительно действующий зеленый ос­новной тон. Так выглядят преимущественно те натуры, о которых можно сказать: они умеют найтись при всяком напряженном положении жизни.
     При самоотверженных душевных настроениях выступают синие красочные тона. Чем больше жертвует че­ловек своим Я для служения какому-нибудь делу, тем определеннее становятся синие оттенки. Здесь тоже встречаются два совсем различных рода людей. Есть натуры, которые не привыкли развертывать си­лу своего мышления, пассивные души, которые как бы не имеют ничего, что они могли бы бросить в по­ток мировых событий, кроме своего "доброго чувства". Их аура сияет прекрасным синим цветом. Такова же она и у многих самоотверженных религиозных натур. Подобную же ауру имеют сострадательные души и те, кто охотно проводят жизнь в благотворительности. Если же эти люди сверх того еще и интеллигент­ны, тогда синие и зеленые потоки у них чередуются или же синее само принимает зеленоватый оттенок. Отли­чительное свойство активных душ, в противоположность пассивным, состоит в том, что их синева изнутри наружу пропитана светлыми тонами. В высокой степени это наблюдается у личностей, которых называют "мудрыми", которые исполнены плодотворных идей. Вообще все, что указывает на духовную активность, имеет скорее вид лучей, распространяющихся изнутри, тогда как все, что берет на­чало из животный жизни, имеет форму неправильных облаков, которые проходят сквозь ауру.
     Сообразно тому, служат ли представления, исходящие из активности души, своим собственным животным порывам или идеальным положительным интересам, — соответствующие аурические образования являют различные краски. Изобретательная голова, все свои мысли употребляющая на удовлетворение своих чув­ственных страстей, являет темно-иссиня-красные оттенки; напротив, та, что бескорыстно отдает свои мысли положительным интересам, дает светло-красно-синие цвета. Жизнь в духе, сопутствуемая благород­ной самоотверженностью и способностью самопожертвования, выражается в розово-красных или светло-фиолетовых цветах. ... Внезапный взрыв сильного гнева порождает красные волны; оскорбленное чувство чести, проявляющееся во внезапном возмущении, можно воспринять в виде темно-зеленых облаков. — Но цветовые явления ... проявляются также в виде определенно очерченных, правильно сформированных фигур. Например, приступ страха виден в ауре челове­ка как волнистые полосы синего цвета с красновато-си­ним отсветом, идущие сверху донизу. У лица, в котором заметно напряженное ожидание какого-нибудь события, можно видеть в ауре беспрестанно идущие в виде радиусов изнутри наружу красно-синие полосы. ...
     В ауре людей, которые сильно волнуются от каждого внешнего впечатления, постоянно вспыхивают кра­сновато-синие точки и пятнышки. У людей, не обладающих живостью чувства, эти пятнышки имеют оранже­во-желтую или же красно-желтую окраску. Так называемая рассеянность людей выявляется в синеватых, переходящих в зеленое пятнах более или менее изменчивой формы.
     Для более высоко развитого "духовного видения" в этой, окружающей и обволакивающей человека "ауре" различимы три рода красочных явлений. Сначала здесь видны такие цвета, которые более или менее но­сят характер непроницаемости и тусклости. Однако, если мы станем сравнивать эти краски с теми, которые видит наш физический глаз, то они покажутся скользящими и прозрачными. Внутри же самого сверхчувственного мира они образуют сравнительно непроницаемое пространство; они заполняют его как бы туманными образованиями. — Второй род цветов — это те, которые как бы всецело являются светом. Они просветляют пространство, которое заполняют. Благодаря им это пространство само становится све­товым пространством. — От этих двух родов цветовых явлений совершенно отличен третий. Он имеет сия­ющий, сверкающий, искрящийся характер. Его цвета не просто пронизывают сиянием пространство, кото­рое они заполняют, они заливают его лучами и сиянием. В этих цветах есть нечто деятельное, в самом себе подвижное. Если другие цвета имеют в самих себе нечто спокойное, лишенное блеска, то эти, на­против, как бы постоянно родятся вновь из самих себя. — Первые два рода цветов как бы заполняют про­странство тонкой жидкостью, которая спокойно в нем пребывает; третий заполняет его постоянно вос­пламеняющейся жизнью, неустанным движением.
     Указанные три рода цветовых явлений не обязательно расположены в человеческой ауре один возле другого; они не находятся в отдельных друг от друга частях пространства, но пронизывают друг друга самыми различными способами. В одном месте ауры можно видеть все три рода красок перемешивающихся друг с другом, как возможно одновременно видеть и слышать какое-нибудь физическое тело, например, колокол. Оттого аура становится необычайно сложным явлением. Ибо, собственно говоря, приходится иметь дело с тремя находящимися одна в другой проникающими одна другую аурами. Но в этом можно разобраться, если попеременно устремлять свое внимание на одну из них. При этом в сверхчувственном мире де­лают нечто подобное приему, употребляемому в чувственном мире, когда закрывают глаза, чтобы вполне отдаться впечатлению музыкального произведения. "Видящий" имеет, соответственно, троякие органы для трех родов цветов. И для того, чтобы наблюдать без помех, он может открывать для впечатлений один или другой род органов и закрывать остальные. — У "видящего" вообще может быть сперва развит лишь один род органов для восприятия цветов первого рода. Тогда он может увидеть лишь одну ауру; две другие остаются для него невидимыми. ... Более высокая ступень "дара видения" состоит в том, что человек может наблюдать все три ауры и в целях изучения направлять свое внима­ние попеременно на одну или другую.
     Троякая аура есть видимое сверхчувственно выражение существа человека. В ней находят свое отра­жение три члена: тело, душа и дух.
     Первая аура является зеркальным отражением влияния, которое оказывает на душу человека тело; вторая выражает собой собственную жизнь души, поднявшейся над тем, что непосредственно раздражает чувство, но еще не посвятившей себя служению вечному; третья отражает в себе то господство, которое вечный дух приоб­рел над преходящим человеком. Когда — как здесь — даются описания ауры, то нужно отме­тить, что эти вещи трудны не только для наблюдения, но и для описания. Поэтому никто не должен в этих описаниях видеть что-либо иное, кроме побуждения.
     Т.обр., особенность душевной жизни выражается для "видящего" в свойстве ауры. Если ему встреча­ется душевная жизнь, которая всецело предана преходящим чувственным порывам, вожделениям и мгновен­ным внешним возбуждениям, тогда он видит первую ауру в самых кричащих красных тонах; напротив, вто­рая лишь слабо образована, в ней видны лишь скудные красочные образования; а третья едва намечена. Лишь то там, то здесь появляется сверкающая цветовая искорка, указывающая, что и при таком душев­ном настроении в человеке живет вечное как задаток, но что оно оттесняется вышеуказанным влиянием чувственного. — Чем больше человек отстраняет от себя свою преданную порывам натуру, тем менее на­вязчивой становится первая часть ауры. Вторая часть ауры все более и более увеличивается и все со­вершеннее наполняет своей сияющей силой цветовое тело, внутри которого обитает физический человек. А по мере того, как человек становится все больше "служителем вечного", проявляется дивная третья аура, свидетельствующая о том, в какой мере человек является гражданином духовного мира.
     Ибо Божественное Я излучается через эту часть человеческой ауры в земной мир. Поскольку люди являют эту ауру, постольку они — светочи, посредством которых Божество освещает этот мир. Этой частью ауры они показывают, насколько они научились жить не для себя, но для вечной истины, благородной красоты и добра, насколько победой над своим ограниченным "я" они достигли возможности принести себя в жерт­ву на алтарь великой мировой деятельности. Так отражается в ауре то, что сделал из себя человек в течение своих воплощений".9 (13)



II. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА

1. Гомо — Антропос — Манушья

254. "Идущее из санскрита название человека, манушья, имеет в виду прежде всего духовное в нем; греческое антропос — душевное; латинское гомо — физическое, то, что рождается физическим путем".175 (14)



255. Греческое слово "антропос" означает взирающий на вершины.137 (1)



256. "Нельзя быть человеком как таковым, а можно только им становиться".186 (4)



256a. "Человеческое существо представляет собой лишь состояния равновесия между сверхчувственным и подчувственным".324а, с.152



257. "В определенном отношении земной человек состоит из трех членов: из земного сознания, из па­мяти и из кармы; и без этих трех членов земной человек не является земным человеком".133 (8)



Индивидуализация. Типы

258. "Если смотреть назад, на повторяющиеся земные жизни человека, то они расчленяются на три различные стадии. Первая стадия — древнейшая, когда человек еще не существует индивидуально-сущностно, а как зачаток в божественно-духовной сущности. Тогда, глядя назад, находят еще не человека, а божественно-духовных существ (Начал, Архаев).
     К этому присоединяется средняя стадия, где человек хотя уже и существует индивидуально-сущностно, но еще не отъединен от мышления, воления и от будущности божественно-духовного мира. Тогда он еще не имеет своей теперешней личности, благодаря которой он в своем земном явлении представляет со­бой совершенно особое существо, отъединенное от божественно-духовного мира.
     Лишь как третья стадия выступает настоящее. Человек переживает себя в своем человеческом облике отъединенным от божественно-духовного мира; и он переживает мир как окружение, которому он противо­стоит индивидуально-лично. Эта стадия начинается в атлантическое время".26 (144-146)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru