RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

II. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА

1. Гомо — Антропос — Манушья

Опасности и задачи нового развития

287."Той жизнью (см.рис., четырехугольник), из которой лишь подобно тени поднимается мышление, чувство и воля (треугольник), той жизнью наших инстинктов, потребностей, нашего темперамента мы ку­да более связаны с действительностью (чем заключенным в треугольнике). Подобно тому, как наша душевная жизнь трехчленна, та действи­тельность четырехчленна и таковой всегда представлялась посвященными. И если, т.обр., рассматривать всего человека, то мы получаем семичленное существо. Только низшие члены — те, в которых человек не­которым образом повторяет животное — более интенсивно содержат в себе характер действительности, чем теневым образом дистиллированные абстракции мышления, чувства и воли".
     Мир четырехугольника должен быть облагорожен, иначе он станет миром зла. И это можно сделать сверхчувственным познанием. "Когда человек погружается в материальное, то (многое) зависит от того, погружается ли он чисто этически, со свободным образом мыслей, или это происходит с нечистым, неморальным, несвободным, т.е. с эмоциональным, инстинктивным, животным настроением".198 (15)



288. "Ложь, говоря объективно, отвлекаясь от человека, есть то же самое, что и заблуждение. ... Действующее из лунной сферы в человеке — это творец, творящая сущность его интеллигенции, и в тоже время — творящая сущность его лживости".
     "Лучшее, что мы, люди, имеем — это самостоятельность. Она внутренне связана со злом. Лучшее, что мы, люди, имеем — это интеллигенция. Она внутренне связана с иллюзионизмом, со способностью заблуж­даться. И мы, люди, должны быть способны к развитию".196 (2)



289. "Человек, собственно, знает верно только то, о чем он получил опыт: как оно действовало в его душе, когда он думал о нем ложно". 186 (4)



290. "Из десяти человек по крайней мере девять становятся врагами, если их удается понять; пусть некоторые из них бессознательно, но они ими все же становятся".186 (10)



291. "Когда один человек бранит другого, говорит ему нечто злое, то не всегда, даже в очень редких случаях основания к этому лежат в том человеке, которого бранят. Он, конечно, может быть злым, но злое в нем для объективного взгляда на действительность представляет собой наименьшее основа­ние для брани. Основанием для брани большей частью является потребность браниться. И эта потреб­ность браниться ищет объект, над которым бы ей разразиться. Эта потребность старается идеям придать такое течение, при котором они казались бы справедливо исходящими из бранящегося человека. Так час­то случается в общении отдельных людей. Но и в больших масштабах в мире это происходит не иначе. При этом, конечно, бывают и глубокие основания".186 (10)



292. "Если человек не преобразовывает свои инстинкты в сознание, то его дети проявляют неуве­ренность в инстинктах. Это значительно. Для себя человек как-то может обходиться со своими инстинк­тами, но действенных инстинктов он не передаст' своему потомству, если сознательно не займется тем, что есть добро, а что — зло. И в свою следующую жизнь на Земле он не сможет принести какого-либо инстинкта в отношении добра и зла, если в этой жизни он не составит о них никакого представления". 176 (5)



Опасности и задачи нового развития

293. "Ученики Мистерий постоянно сознавали: наивысшее, что они могут узнать о человеке, служит подготовлению к жизни после смерти". "Познай себя" означало восхождение после смерти на более вы­сокую ступень жизни. "В древности человек на Земле имел задачу стать кандидатом на полноценную человече­скую жизнь после смерти. В нашу эпоху задачу человека составляет становление полноценным человеком на Земле, чтобы после смерти смочь взойти на более высокую ступень развития, чем это он мог сделать в древности. Перед древним человеком стояла опасность в случае неправильной жизни на Земле не достичь затем полноты человечности. Современный человек ... если он не достигнет полноты человеческо­го (на Земле), откажется от этого, то в жизни после смерти он опустится вниз, в подчеловеческое. Древний чело­век мог чего-то лишиться, новый человек разрушает нечто. ... разрушает в своей человечности нечто такое, что относится ко всему человечеству ... отрицает человечество, тогда как древний человек от­рицал только себя".221 (1)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru