RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

II. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА

2. Человек среди царств природы

Силы мышления и чувствования

Голова и мир животных

307. Головной мозг человека есть "...не что иное, как преобразованный спинной мозг; это, в не­котором роде, нахохлившийся спинной мозг. Представьте себе горизонтальный спинной мозг животного, вздувшийся, преобразованный, метаморфизированный, и вы получите человеческий мозг.
     Истина такова, что во время лунного развития то, что сегодня является мозгом человека, выглядело так, как сегодня выглядит спинной мозг животного. И лишь при переходе лунного развития в земное спинной мозг, которым человек обладал на Луне, стал сложным, стал современным человеческим мозгом, но сохранил свое горизонтальное положение. Ибо в существенном его ось перпендикулярна оси принадлежащего телу спинного мозга, который человек получил во время земного развития. Он находится сейчас на той ступени, на которой современный головной мозг находился на др.Луне. ... Т.обр., когда мы рассматриваем человеческую голову, то она выступает перед нами не особенно отличающейся от животной, ибо направление (оси) головы у человека то же, что и направление позво­ночника у животного, которое также является и направлением его головы: параллельно Земле.
     Можно привести многие другие свойства, которые бы показали, что человеческая голова, как таковая, если ее рассмотреть во всем ее развитии, представляет собой преобразованную животность ... к которой затем добавилась вся остальная человеческая организация". (Следует при этом еще заметить, сколь воло­сата, особенно мужская, голова!)
     "Рассмотрите панцирных животных (улиток, раковин) или черепах — они представляют собой человечес­кую голову на низшей ступени, и наш остальной организм добавился к этому, после того, как низшие фор­мы животных постепенно преобразовались в человеческую голову, к этому добавился остальной организм. ... Лишь в одной нашей голове носим мы то, что связывает нас с миром животных, но не в нашем осталь­ном организме".
     "Из Земли в животное постоянно идут силы, проходят по его позвоночнику и, оказав влияние на мозг, снова возвращаются в Землю. Животное принадлежит Земле. Силы, деятель­ные в Земле, которые проходят через его ноги, через позвоночник и воз­вращаются назад принадлежат всей жизни животного.
     Отношение животного ко всей Земле человек имеет в отношении своей головы к своему остальному организму. Благодаря тому, что человек об­ладает организмом, расположенным перпендикулярно к земной поверхности, этот организм играет для человеческой головы ту же роль, что Земля, вся Земля, для животного. Т.обр., в нашем примыкающем к голове орга­низме мы имеем объединенную тайну всей Земли в нас".171 (13)



308. "Человек имеет свой совершенный мозг благодаря тому, что через него проходит линия центра тяжести. У животного она идет в землю, не касаясь остального организма, не проходя через диафрагму".181 (5)



309. В переднем мозгу у собаки, слона находится гигантский обонятельный нерв. У человека он чах­лый, но зато у него в этом месте находится благороднейшая часть мозга. "Передний мозг у человека обладает органом чувств для сочувствия, для понимания людей вообще". Отчего собака виляет хвостом — это у человека облагорожено. Умность, способность различения у человека происходят от преодоления чувства обоняния. Слон и собака имеют свою умность в носу, т.е. вне себя; человек имеет свою ум­ность в себе.348 (5)



Я, мир птиц и насекомых

310. "Можно ли увидеть, где живет Я человека? Нечто приблизительное можно увидеть в том, что развивается в перьях у птицы. У человека нет перьев, но его Я живет в силах, находящихся в нашем окружении, которое в птице выражается в направляющих силах ее перьев. В этом внешне живет Я. И мы можем еще отчетливее видеть эти направляющие силы. В птичьих перьях они некоторым образом закрепле­ны телом птицы; но эти же самые силы образуют направляющие линии для свободно движущихся существ: для насекомых. Когда вы видите летающих вокруг насекомых и созерцаете это имагинативно, вы созерцаете то, в чем живет ваше Я. Представьте себе однажды кружащихся вокруг вас насеко­мых: жучков, мух, прекрасных бабочек, ужасных оводов, шмелей и т.п. ... представьте себе, как все это вьется в разных направлениях вокруг вас: здесь внешне видно то, в чем фактически живет ваше Я. И это больше, чем образ, когда говорят: злые мысли живут как шмели, как слепни, а прекрасные мысли — как бабочки; многие мысли людей кусают, как злые мухи и т.д. Только одно здесь — духовное, другое — физическое. Человеческое Я вообще живет в окружении. ... все, существующее духовно, существует в мире также и в образе ... нужно только знать, как правильно оценивать образ. И когда ариманическое входит в наше Я, когда Я находит себя в бабочках, в птичьих перьях, т.е. в направляющих си­лах вовне, то оно опять-таки обладает способностью образовать изнутри всяческие формы. Мы конструи­руем себе круг, яйцеобразную форму, треугольник ... мы строим себе изнутри мир. И если мы исследуем его, то найдем: это суть те силы, которые удалены из люциферического принципа. ... Это противо­положность: с Я мы живем как в формах, которые мы указанным образом можем конструировать в мире, так и в формах, которые конструируют мир. С одной стороны, мы живем в том, что в птице замыкается от мира в скорлупу, в люциферическое, с другой — в том, что включено в тело птицы, в перья, и в том, что пор­хает вокруг нас как бабочка и вообще насекомое, мы переживаем нашим Я восприятия и участие в наших движениях. Кто понимает различные удивительные оттенки мира пернатых, тот также понимает многие свойства человеческой души в ее отношениях с миром".205 (16.VII)



Силы мышления и чувствования

311. "Если я думаю или чувствую, то я думаю и чувствую с помощью тех самых сил, которые работа­ют пластически в низших животных и в растительном мире. В самом деле, я не могу думать, если я не выполняю моего думания, чувствования и хотения при помощи тех самых сил, которые я извлекаю из материи. Поэтому, когда я рассматриваю низшие организмы, я должен сказать себе: сила, заключенная в них, которая также проявляется как формообразующая сила, есть та же, которую я несу в себе, но я извлекаю ее из моих органов и держу отдельно. Я думаю, чувствую и желаю при помощи тех же сил, ко­торые являются формообразующими и действуют пластически в низших организмах".312 (3)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru