RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

II. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА

3. Процессы и проявления человека

Организм и мышление

414. "Воля погружена в процессы роста и питания. Все, что активно протекает в нас как рост, род­ственно в то же время воле. Подходя внешне, телесно, мы имеем процесс роста, подходя внутренне, душевно — волю".
     "По сути говоря, можно совершенно точно видеть, что жизнь представлений является противоположным полюсом жизни воли, а рост — всей жизни в организме вообще".
     "В нас постоянно происходит процесс роста, а значит, и процесс обмена веществ; также постоянно от­падает отмирающая материя. Мы постоянно, когда думаем, наполнены такой отмирающей материей. Эту от­мирающую материю мы именно и воспринимаем, когда восходим к имагинациям. И наше мышление, наши пред­ставления связаны с отмирающей материей. ... Постоянно неорганическое выпадает из органического, и с этим отпадением связана жизнь представлений. Если процесс роста и обмена веществ становится чрезмерно активным, то жизнь представлений чахнет. Если преобладает процесс отмирания, то наши пред­ставления делаются все жестче, педантичнее".206 (14.VIII)



415. "Некоторые доли нашего мозга, заключенного теперь внутри черепной коробки, во время лунного развития двигались свободно. Теперь они твердо закреплены и физически неподвижны. Эфирно же они дви­жутся, когда мы думаем. Если бы мы не получили твердого черепа, замкнувшего в себе эти доли мозга, то мы могли бы ими брать предметы, совершать жесты, как мы это делаем руками, но мы не могли бы думать".156 (4)



416. "Голова человека наименее бодрственна. Ибо бодрственная деятельность человеческого мышле­ния и вообще все отправления, совершаемые головой, основываются на том, что и в бодрственном состоя­нии Я и астр.тело так относятся к органам головы, что они не полностью — т.е. я-часть и астральная часть головы — могут связываться с физической и эфирной частями головы, но всегда сохраняют в опре­деленной степени собственную жизнь вне эфирной и физической частей головы. Лишь тогда образуется вну­тренняя связь между астр. и физ. телами головы, когда возникает головная боль. ... И человек как раз менее всего способен думать, когда у него болит голова".157 (9)



417. "Содержащееся в эф.теле — о чем человеку обычно ничего не известно — отражается мозгом, кото­рый является как бы зеркалом: во всех случаях, когда в нем имеется отражение, оно осознается. Поэто­му необходимо физ.тело, чтобы эф.тело, которое думает, могло что-либо знать о своем мышлении". 138 (7)



418. "Изучите связи некоторых путей мысли, например, с выделением слюны, выделением слизи из ки­шечника, выделением молока, семенной жидкости. Все они сопровождаются мыслями, которые возникают и протекают одновременно с этими органическими феноменами. ... Здесь вы опять имеете ощутимое основа­ние сказать себе: если бы я не подумал этого, моя железа не выделила бы секрета, а это значит, что я извлек силу из железы, переместил ее в мою духовную жизнь и железа выделила свой секрет". 312 (4)



419. "Кто выделяет мало соли, у того мысли приобретают неопределенные контуры, подобные контурам отражения в неправильном зеркале. ... Кто выделяет соли слишком много, у того мысли преобладают в его внутреннем. Они становятся очень определенными, но такой человек делается педантом. ... Если много соли выделяется в весь остальной организм, но слишком мало в голову, то мысли становятся неоп­ределенными: человек делается фантастом или, может быть, мистиком". По меняющемуся характеру мыслей можно диагностировать заболевания. 212 (3)



420. "Теневые мысли, которые мы сегодня получаем в "я" как рефлексию из астр.тела, не напряга­ют астр.тела".207 (9)



421. "Мы судим в действительности руками. Представляем мы головой. Когда мы, т.обр., содержание суждения представляем, то суждение само идет в механизм рук и кистей, и только представление, образ­ное отражение идет в голову. ... Ритмический организм есть в существенном место обитания мира чувств; он присутствует здесь для того, чтобы содействовать миру чувств. Суждение обладает глубоким родст­вом с чувствами. Собственно, абстрактное суждение имеет родство с чувством. Когда мы образуем сужде­ние: "Карл смелый",—то мы имеем чувство утверждения; и это играет большую роль в суждении — чувство утверждения и отрицания, вообще, чувство того, что выражено в сказуемом в отношении к субъекту. И только потому, что чувство полусознательно, мы не замечаем как сильно оно участвует в суждениях. ... в суждении организм рук приходит в созвучие с ритмическим организмом, но, в то же время, в продол­жающемся ритмическом организме он освобождается. Так имеем мы также и в физической связи между рит­мическим организмом и освобождающимся организмом рук физически-чувственный род выражения того, как чувство связано с суждением. Образование умозаключения связано с ногами и со ступнями. ... представление мы образуем эф.телом; свою опору оно имеет в головной организации. Но судим мы — первоначальным, элементарным образом — астр.телом; свою опору для суждения оно имеет в руках. Умозаключаем мы своим "я"; свою опору оно имеет в ногах. Отсюда мы видим, что весь человек участвует в логике". 302 (2)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru