RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

II. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА

3. Процессы и проявления человека

Мысль, чувство, воля

Мысль, чувство, воля

422. "Кто понимает каким образом мышление является метаморфозой чувства и воли, чувство — мышле­ния и воли, воля — мышления и чувства, тот соединяется в душевном с сущностью душевного".36 с.336



423. "Вы — световые существа, вы не знаете, что вы — световые существа, потому что живете в све­те. И ваше мышление, которое вы развиваете, является жизнью в свете. И если вы рассматриваете мышле­ние извне, то вы видите один свет. ...Мироздание, увиденное изнутри,—это свет, увиденное извне — мысли. Человеческая голова изнутри — это мысли, увиденная извне — свет. ... свет и мысли суть одно и то же, но увиденное с разных сторон".
     "Прошлый мир, мир прошлого, умирает в мыслях, или, выражаясь иначе, — в свете. Это одна из миро­вых тайн. Мы смотрим в Мироздание. Оно пронизано светом. В свете живут мысли. Но в этом пронизанном мыслями свете живет умирающий мир. В свете мир постоянно умирает.
     Когда такой человек, как Гегель, рассматривает мир, то он рассматривает беспрерывное умирание мира. Люди, имеющие особую склонность к тонущему и умирающему, надломленному миру, оказывают­ся совершенно особенными людьми мышления. А в умирании мир прекрасен. ... Ибо в свете, в котором умирает мир, блистает красота мира. Мир не был бы прекрасен, если бы не мог умирать, и когда мир умирает, он светится. Так что из постоянно умирающего мира является красота. Так рассматривается мир качественно. Новое время, начавшееся с Галилея и др., рассматривает мир количественно".202 (5)



424. "При рождении Небо дает нам рассудок. Земля —волю. Между ними лежит чувство, кото­рое нам не дает ни Земля, ни Небо. Оно представляет собой род постоянного колебания между Землей и Небом, и в существенном его внешний орган находится в ритмической системе человека, в дыхательной системе, в циркуляции крови и т.д. Оно стоит в середине между головной организацией, которую дает в существенном макрокосмос окольным путем из прошлого астр.тела, и тем, что идет к нам от Земли, — на­шей волевой организацией. ... между ними стоит жизнь наших чувств и — физически рассматривая — жизнь нашей циркуляции и дыхания. Это вообще обстоит так, что всеохватное, тотальное рассмотрение человека не может быть ни односторонне душевным, ни односторонне физическим, но тем и другим, физи­ческим и душевным".202 (5)



425. "Астральный человек не состоит в мышлении, чувстве и воле; он образует основу мышления, чувст­ва и воли. ... Для этого астрального человека рождение и смерть представляют собой лишь явле­ния формы. Мысль, чувство и волю можно понять лишь внутри физической организации человека и найти только между рождением и смертью". 215 (1)



426. "Все, движущееся в жидком элементе, включая и то, что имеет характер фантазии, внешне можно сравнить с влиянием Луны на человека, это Ягве-природа человека. А то, что противостоит Ягве-природе, является строгим мышлением. Но им человек обязан тому обстоятельству, что в нем отлагает­ся соль, что в нем происходит минеральная деятельность". 203 (15)



427. "В головной системе, в системе мышления имеются, вообще говоря, также жизнь чувств, и жизнь воли, только намного более слабо развитыми, чем жизнь представлений. С другой стороны, мысли имеют­ся в сфере чувств, но они лишь сонно доходят до нашего сознания, слабее, чем в сфере головы". 194 (7)



428. "Чувство опосредуется дыхательной системой, ритмической системой, как мысль — системой нер­вов и чувств. Воля опосредуется обменом веществ, а не нервной системой. ... Лишь мысль о воле опос­редуется нервной системой. Только когда вы, как человек, отчетливо осознаете волю, в этом участвует нервная система". Разделение нервов на чувствительные и двигательные абсолютно неверно.192 (2)



429. "Нервная система не имеет прямого отношения к чувствам. Своими органами чувства имеют дыха­тельную и циркуляционную системы, а нервы только опосредуют то, что мы представляем, что мы имеем как наши чувства. Чувства имеют свою организацию в ритмическом организме; но мы бы не сознавали на­ших чувств, если бы нервы не образовали наших представлений о наших чувствах".235 (7)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru