RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

II. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА

3. Процессы и проявления человека

Мысль, чувство, воля

424. "При рождении Небо дает нам рассудок. Земля —волю. Между ними лежит чувство, кото­рое нам не дает ни Земля, ни Небо. Оно представляет собой род постоянного колебания между Землей и Небом, и в существенном его внешний орган находится в ритмической системе человека, в дыхательной системе, в циркуляции крови и т.д. Оно стоит в середине между головной организацией, которую дает в существенном макрокосмос окольным путем из прошлого астр.тела, и тем, что идет к нам от Земли, — на­шей волевой организацией. ... между ними стоит жизнь наших чувств и — физически рассматривая — жизнь нашей циркуляции и дыхания. Это вообще обстоит так, что всеохватное, тотальное рассмотрение человека не может быть ни односторонне душевным, ни односторонне физическим, но тем и другим, физи­ческим и душевным".202 (5)



425. "Астральный человек не состоит в мышлении, чувстве и воле; он образует основу мышления, чувст­ва и воли. ... Для этого астрального человека рождение и смерть представляют собой лишь явле­ния формы. Мысль, чувство и волю можно понять лишь внутри физической организации человека и найти только между рождением и смертью". 215 (1)



426. "Все, движущееся в жидком элементе, включая и то, что имеет характер фантазии, внешне можно сравнить с влиянием Луны на человека, это Ягве-природа человека. А то, что противостоит Ягве-природе, является строгим мышлением. Но им человек обязан тому обстоятельству, что в нем отлагает­ся соль, что в нем происходит минеральная деятельность". 203 (15)



427. "В головной системе, в системе мышления имеются, вообще говоря, также жизнь чувств, и жизнь воли, только намного более слабо развитыми, чем жизнь представлений. С другой стороны, мысли имеют­ся в сфере чувств, но они лишь сонно доходят до нашего сознания, слабее, чем в сфере головы". 194 (7)



428. "Чувство опосредуется дыхательной системой, ритмической системой, как мысль — системой нер­вов и чувств. Воля опосредуется обменом веществ, а не нервной системой. ... Лишь мысль о воле опос­редуется нервной системой. Только когда вы, как человек, отчетливо осознаете волю, в этом участвует нервная система". Разделение нервов на чувствительные и двигательные абсолютно неверно.192 (2)



429. "Нервная система не имеет прямого отношения к чувствам. Своими органами чувства имеют дыха­тельную и циркуляционную системы, а нервы только опосредуют то, что мы представляем, что мы имеем как наши чувства. Чувства имеют свою организацию в ритмическом организме; но мы бы не сознавали на­ших чувств, если бы нервы не образовали наших представлений о наших чувствах".235 (7)



430. "Возникновение чувства, во всем, что заложено в аффекте и вплоть до легчайшего чувствования, телесно взаимосвязано с тем, что разыгрывается в человеке как процесс дыхания, и с тем, что к этому принадлежит, что свое продолжение имеет в том или ином направлении в организме". Процессы дыхания воспринимаются определенными нервами, и благодаря этому они приходят в отношение с ними. Душевная жизнь рисует себя в жизни нервов; последняя есть "живопись" душевной жизни. Нерв представляет собой верное отображение душевной жизни.
     Во время рождения голова представляет собой верный отпечаток той душевной жизни, что пришла из духовного мира и связалась с телом. "Нервная система — это действительный образ, картина; система дыхания — образные письмена. Нервная система устроена так, что достаточно душу предоставить самой себе, чтобы она выявила картину того, что она желает в себе переживать". С письменами дело об­стоит иначе. Они требуют истолкования, чем, например, занимается гетевское учение о метаморфозе. По­скольку жизнь чувств связана с дыханием, она живет духовно подвижнее, более внутренне, чем жизнь представлений (не доходящая до имагинаций).66 с. 131-135



431. "Человеческое астр.тело несет в себе все силы чувствований, чувств. Силы чувств живут в астр.теле так, что астр.тело эти силы приводит к физической действительности через то, что в основе человека заложено как воздушный организм. А когда мы переходим к эфирному организму ... в нем содер­жатся представления, поскольку они носят образный характер; и это действует через организм жидкос­тей".202 (10)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru