RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

III. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА . МАКРОКОСМОС И МИКРОКОСМОС

2. Многочленный человек и космос

Человек головы, груди и конечностей

Человек головы, груди и конечностей

494. "Облик головы — это, в существенном, результат развития Сатурна, Солнца и Луны; человек ко­нечностей — исходный пункт для развития Юпитера, Венеры и Вулкана. И лишь грудной человек, то, что заложено в существе современной ритмической системы, является земным человеком".202 (1)



494a. "Сатурн — голова, Солнце — ритмическая система, Луна — обмен веществ, Земля — конечности".343-(II), с. 69



495. "В обычной жизни бывает исключительно важно то, что человек делает руками и ногами. Но все это теряет значение, если хотя бы в рассмотрении проникнуть вглубь человека. Начните с самого внеш­него. Если вы сможете отвлечься от того, что человек совершает руками и ногами, то вы увидите его в некотором роде летающим — я попрошу вас не представлять это пространственно, а более жизнеобразно, — вы увидите его в некотором роде летающим. Скажем еще раз: не придавайте никакого значения то­му, как и где он ходит и путешествует, что он делает своими ногами, не придавайте никакого значе­ния внешней работе, которую он совершает руками, но смотрите лишь на то, как он настроен, каков его темперамент, каково все то, в чем руки и ноги не принимают никакого участия, тогда вы достигне­те того, что человек впервые станет для вас прозрачным.
     Но что вы увидите тогда? Тогда вы начнете постигать, что за человеком появляется Луна. Я нарисую схематически трехчленного человека.
     ... Человек начинает являть нам Луну со всеми импульсами, которые от Луны воздействуют на него ... Луна закрыта от нас только дея­тельностью, происходящей от рук и ног. Теперь мы их устранили, и в подосновах явля­ется нам творческая Луна.
     Мы идем далее. ... Скажем так, мы внушаем себе, что в человеке отсутствует все, что делает его эмоциональным, что наделяет его определен­ным темпераментом, что проявляется более в душевной повседневной жизни. Теперь это исчезает из человека, и он делается более прозрачным. И мы можем пойти еще далее, мы мо­жем отвлечься от всего, чем является человек благодаря органам чувств. ... Тог­да остается некое направление мышления, некая импульсивность мышления, некое направление жизни. Но зато тогда становится прозрачной вся ритмическая система, грудь че­ловека. Это устраняется, и на заднем плане нам открывается все то, что присутст­вует здесь из солнечных импульсов. Вы смотрите сквозь человека и смотрите, собственно го­воря, на Солнце, когда отвлекаетесь от всего, что человек воспринимает благода­ря своим органам чувств. И все это вы можете проделать также и с самими собой. Вы можете спросить себя: что я имею благодаря моим органам чувств? И когда вы от этого отвлечетесь, то вы станете видеть сквозь самих себя и увидите себя как творение Солнца. А если вы затем отвлечетесь также и от мыслей, исчезнет и голова. Исчезнет весь человек, и тогда на заднем плане вы увидите Сатурн. Но в этот момент перед вами предстанет карма чело­века или ваша собственная карма. Ибо в тот момент, когда вы наблюдаете деятельность Сатурна в чело­веке, когда весь человек делается для вас прозрачным и вы рассматриваете его так далеко, что на за­днем плане видите всю планетную систему: Луну, Солнце, Сатурн, в этот момент перед вами открывает­ся карма человека".236 (8)



496. "Человеческие моральные отправления оказывают влияние на космический эфир и на космичес­кую астральность лишь в той мере, в какой душевное человека связано с грудной организацией, с организацией дыхания и циркуляции крови. Голова, в определенном смысле, есть чистое отображение космоса. И что как отображение универсальной космической деятельности во время земной жизни происходит по­зади обычного сознания, там, где постоянно образуются миры, где постоянно миры разрушаются, это сохра­няется в определенной чистоте по сравнению с остальной человеческой природой. И если бы человек смог неким образом повернуть глаза и духовно, ясновидчески заглянуть внутрь собственной головы, внутрь человеческой черепной пещеры, то он увидел бы там постоянно мерцающие звезды, движущиеся по отношению друг к другу звезды, мир неподвижных звезд. Стал бы виден целый небольшой космос".
     В грудной организации сильно влияние земных отношений, и они значительно изменяют отображение космоса. "Когда наши легкие находятся в деятельности, то происходящее внутри них мы могли бы видеть как звезды, как планеты, как мир Солнца и Луны, если бы мы смогли облачение из земной материи ви­деть в его эфирно-астральной части. Но в этом внутреннем бытии постоянно играют земные отношения. ... Грудная организация воспринимает воздух и перерабатывает его. Это то, что находится в непосред­ственном окружении Земли, что не столь тонко проникает в человеческий организм, как то, что глаза делают из цвета. Воздух дыхания грубее, чем цветной свет, проникающий в наш организм. Поэтому бо­лее грубый воздух оказывает более сильное, более изменяющее влияние на все, что как отображение космических процессов имеется в грудной организации. А что говорить о циркуляции крови! В крови обращаются все человеческие средства питания. Сначала они воспринимаются и изменяются пищеварением, питательной деятельностью, а затем посылаются в циркулирующую кровь.
     А когда кровь достигает головы, то она уже находится в исключительно тонком состоянии, в том со­стоянии, которое древнее предчувствующее ясновидческое искусство правильно называло фосфорным со­стоянием. Это исключительно утонченное состояние; здесь отображение космической деятельности имеет власть над материей, так что материя не может развернуть свои собственные силы. Пожелай какая-либо соль, входящая в мозг, развернуть свои силы, она будет заглушена звучанием, ростом тех направлений деятельности, которые деятельность космоса испытывают еще в той грубой циркуляции крови, которая совершается в груди".
     "Для духовного взора в груди видны звезды, движение звезд, но если смотреть сзади, то все имеет искаженный вид, а спереди — неотчетливый". Грудная организация является отображением космоса, поскольку на Земле есть процессы годичных и месячных ритмов: растительные, минеральные, погодные. "Т.обр., в человеческой груди в отношении того, что образовано со спины, можно сказать, что это ис­каженный космос, создающий такое впечатление, как если бы однажды ночью мы увидели, как окружающий нас космос с одной стороны тянет один великан, а с другой — другой, так что вместо закруглен­ного космоса мы бы увидели вытянутую в длину овальную форму с наибольшей толщиной в середине. Так является духовному взору космос сзади, а спереди он предстает в беспорядке. Как переменчивые про­цессы на земной поверхности, приведенным в беспорядок является космос спереди. Целое же выглядит так, что космос то вспыхивает, то исчезает: со вдохом он вспыхивает, с выдохом — исчезает. Как че­ловек через дыхание вызывает физические процессы, так вдох вызывает блистание искаженного космоса, а выдох — потемнение искаженного космоса". Такой вспыхивающий и гаснущий искаженный космос пытают­ся пережить йоги, оживляя дыхание.
     "Так переживаем мы, как люди груди, космос во второй раз, но как бы в борьбе против хаоса. И мы переживаем космос в третий раз, но тогда он является совершенно неотчетливо. Так именно он вчленен в систему обмена веществ и в систему конечностей человека. Здесь с трудом можно распознать, как то, что вчленено сюда из астрального и я-существа, происходит из космоса. ... Это, собственно, становя­щийся космос", и грудной организации живет вторая Иерархия. В ней "...возникают искажения, потому что материя не становится верным отображением космоса, потому что она все снова и снова разрушается, чтобы мочь растворяться. Космическое образование не закончено. Человек имеет здесь земное, сильно заявляющее о себе, и космическое, которое в человеке еще не закончено, остается космическим; и че­ловек, поскольку он дышит, поскольку он имеет циркуляцию, пронизывает космическую деятельность, в которой действуют, ткя и паря, существа второй Иерархии. И сюда человек вносит живую фотогра­фию... отображение своих моральных, духовных качеств". Деятельностью обмена веществ и конечностей человек связан с первой Иерархией. Здесь он наиболее физический, наиболее предан физическим силам. Космическое же в нем подобно туману. Только существа первой Иерархии способны физические процессы химизма, сами физические процессы переводить из земных форм в формы Юпитера, как это описано в "Очерке Тайноведения".216 (2)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru