RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

III. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА . МАКРОКОСМОС И МИКРОКОСМОС

6. Земля в связи с Солнцем и Луной

Ритмы и существо человека

541. "Силы Луны некогда пронизывали человека, действуя в первую очередь на его конечности, ноги, а затем пронизы­вая в нем снизу вверх все остальное. После выхода Луны из Земли лунные силы действуют с обратной стороны — от головы вниз. В этой связи они получили задачу совсем иначе дейст­вовать на человека, чем прежде". В новолуние от Луны исходят духовные силы, необходимые человеку для построения внутрен­ней стороны эф. тела, от полной Луны — для внешней. Луна опосредует деятельность других планет, что дает эф. телу человека его конфигурацию при нисхождении в физ.тело. Например, благодаря тому, что существо Луны спо­собно обратить свой взор к Марсу, человек обретает способность к речи, заложенную в его эф.тело; связь Луны с Меркурием концентрирует в эф.теле человека способность к движению, с Юпитером — мудрость, с Венерой — любовь и красоту души, с Сатурном — душевную теплоту. От Солнца через Луну идут охраняющие силы, делающие человека закрытым существом. "От Солнца идут силы существ, которые не должны иметь ничего общего с образованием человеческого эф.тела. ... за эф.телом обращаются к планетам. К Солнцу обращаются за астр.телом и Я человека".
     "Солнце посылает свой свет Луне, поскольку оно не должно передавать его человеку непосредственно. Он получает лунный свет в соединении с планетными силами. Из этого он образует свое эф.тело". Чело­век носит в себе силу духовного Солнца. Это выражено в образе Христофоруса. Он — носитель Существа Солнца, а не его восприниматель. Как полная Луна является носителем солнечного света, так человек — носителем Христа. Это ступень посвящения в Солнечно-Лунных Мистериях, и в этом же заключено пере­живание Пасхи. В Мистериях древности осенью перед началом мировой ночи, в мировую осень, переживали духовное Солнце (Мистерии Адониса). В весенних Мистериях созерцали тайну Луны.233-а с.139-152



Ритмы и существо человека

542. "Вегетативная жизнь под влиянием земной жизни стягивается в точку, в семя". "Что действует на человеческую голову (особенно в первые годы) строюще, формообразующе, что извне действует на го­лову телесно-физически — это мы найдем во внутренней связи с силами, проявляющимися во взаимодейст­вии Земли с Солнцем в ходе года. А в ходе дня мы найдем то, что идет вовнутрь через органы чувств, что делает независимым от роста, что действует в человеке душевно-духовно" (через наблюдение и т.п.). Солнечная жизнь действует так:

     1. духовно-душевное: день;
     2. физически-телесное: год.
     Лунная жизнь:
     1. духовно-душевное: 28-дневное действие ("В тонком смысле, психо­логически, нет никакой разницы между тем, что происходит в теле при воспоминании пережи­вания, к которому возвращается воспоминание, и тем, что происходит в теле при женских циклах в отношении того, что пережил женский организм в связи с лунными фазами. Разница лишь в том, что одно более сильно, интенсивно, как духовно-душевное переживание вторгается в тело");
     2. физически-телесное: 28-летнее действие. (Что наблюдается в при­роде женщины как влияние Луны, у мужчин отступает более в эфирное).323 (3)



543. "В полярной зоне человек менее свободен от своего организма, менее уходит от своего организ­ма к свободному использованию душевной жизни". Длительный день и ночь ставят человека более под влияние годового, чем суточного ритма. В эпоху оледенения и в умеренной зоне действовало то, что теперь стя­нулось к полярному кругу.
     Растение растет снизу вверх. "Понимание человеческого облика в вертикальном направлении мы найдем лишь тогда, когда представим себе: человек растет вверх, но навстречу ему растет некий род невидимо­го растительного образования, которое свои корни развивает в голове, а цветы внизу. ... Из мирового пространства, с Солнца это сверхфизическое человеко-растение растет по направлению к средоточию Зем­ли". Это растущее в человеке в противоположном направлении следует мыслить происходящим в его эф.те­ле. Это исходящая от Солнца сила всасывания (на Солнце материя негативная, поэтому она не толкает, а всасывает), она пронизывает эф.тело человека сверху вниз. Т.обр., в человеке действуют две противопо­ложные сущности — земная и солнечная. Когда я давлю на какую-либо поверхность, то навстречу мне на меня действует невесомая материя; это противодавление соответствует солнечной силе, которая действу­ет через мое эф.тело. 323 (6,18)



544. Тело ощущений зависит от географического местообитания человека и в тем большей мере, чем меньше человек способен преодолевать это в себе. Уезжая со своей родины, он может даже заболеть в те­ле ощущений, что выразится в его настроениях, страстях. С этим также связана инстинктивная деятельность, которая далее становится культурным элементом. Возьмем две вещи из культурного развития: об­работку железа и употребление молока животных в пищу. С древнейших времен мы находим их по всей Сибири, но у Берингова пролива и то, и другое резко пропадают; не встречаются они и у древнего населения Америки. Мы видим, как здесь определенные инстинкты, заложенные в душевном теле, связаны с местом на Земле, от которого человек зависит, и от положения Земли по отношению к Солнцу. Эф. тело как носитель ду­ши рассудочной зависит от времен года, определенных положением Земли по отношению к Солнцу. Там, где имеет место уравновешенная, регулярная смена сезонов, внутренняя подвижность души рассудочной особенно развита. На крайнем севере трудно развивать душу рассудочную, как и в жаркой зоне, где нерегу­лярная смена сезонов вызывает апатию. Весенняя радость, тоска по лету, осенняя грусть, зимняя глушь, уединенность — все эти настроения, в их регулярной смене, необходимы для того, чтобы эф.тело стало правильным инструментом души рассудочной.58 с.136-9



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru