RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

IV. ФЕНОМЕН ЖИЗНИ

3. Болезни и их исцеление. Причины заболевания

Зубы

Зубы

663. "Наши зубы всасывают внутрь флуорин. Они являются инструментом для всасывания этого вещест­ва. Человек нуждается для своего организма во флуорине в очень малых количествах, и если он лишен его воздействия — здесь я должен сказать вам нечто такое, что, возможно, удивит вас, — то он становит­ся слишком умным. Он приобретает такую силу ума, которая почти разрушает его. Доза флуорина восста­навливает необходимую степень упрямства, умственной свежести, в чем мы нуждаемся как человеческие существа. Нам необходима постоянная доза флуорина в очень малых количествах, как предохранение от крайней степени ума. Преждевременное разрушение зубов, что вызывается действием флуорина, указыва­ет на чрезвычайную потребность в процессах всасывания флуорина. ... Человек, как таковой, разрушает свои зубы настолько, чтобы действие флуорина не простиралось дальше определенной точки и этим отуп­ляло его. Взаимодействие причины и следствия здесь очень тонкое. Зубы разрушаются для того, чтобы личность не могла стать слишком умной. Такова интимная связь между тем, что полезно человеку и тем, что ему вредит. При одних обстоятельствах мы нуждаемся в действии флуорина, чтобы не стать слишком умными, в других мы можем повредить себе, превышая его потребление; поэтому нарушает­ся наша органическая активность и разрушаются зубы".312 (16)



664."С точки зрения духовного исследования, вокруг роста зубов происходит заметная актив­ность человеческого эф. тела, не имеющего физической организации или лишь слегка соприкасающегося с ней. Эта активность, которую можно наблюдать вполне отчетливо, создает постоянное эфирное органи­зующее действие вокруг челюстей. Такая свободная организация не существует в нижней части брюшной полости; в этой области она очень тесно соединяется с физической организацией, и оттуда возникает феномен, на который я уже сослался. Так, когда имеется отделение активности эф. тела от физической организации — именно, во время беременности, — то немедленно на противоположном полюсе организма появляются изменения в зубах. Геморрой есть другое последствие разделения эф. и физ. тел, — "каждое идет своим путем". То обстоятельство, что в этих крайних точках человеческого организма эф. тело становится независимым, сопровождается тем, что на другом полюсе эф. тело проникает в физическое, и начинается разрушительный процесс. Ибо все, что усиливает органическую активность, как, например, при нормальной беременности или при каком-либо заболевании, все силы, стимулирующие здоровые функ­ции, производят, с другой стороны, обратное действие на строение зубов, действуя на них разрушающе".312 (17)



665. "Плохие зубы — причина в душевно-духовном. ... Вязание развивает хорошие зубы".300-а с.161



Гигиена

666. "Для ясновидящего созерцания руки чудесно отличаются от всех других членов, не исключая и лица человека. Из пальцев выходят и светятся далеко в окружающем пространстве лучистые образования эф. тела, которые, пламенея то слабо, то сильно и ярко, устремляются в пространство. Смотря по тому, радуется ли человек или печалится, его пальцы сияют различно; иначе сияет поверхность кисти, иначе ладонь. Для духовного наблюдения рука, с ее эфирной и астральной частью, представляет собой совер­шенно чудесное образование. Но всё вокруг нас, будь то даже вещество, есть откровение духа. ... Когда мы моем руки, наше соприкосновение с духом в воде таково, что при умении тонко наблюдать жизнь, мы должны сказать: большое влияние на общее настроение человека имеет тот факт, как часто он моет руки. Есть натуры, питающие особую склонность мыть руки; они не могут не смыть с них малей­шей грязи. Такие натуры имеют или приобретают совершенно особое отношение к своему окружению. Оно не ограничивается одним веществом, но присутствующие в веществе тонкие силы начинают как бы дейст­вовать на человека, когда он устанавливает указанное отношение между своими руками и элементом во­ды. Такие люди являются в жизни в известном — здоровом — смысле чувствительными, сенситивными нату­рами, тонко различающими — стоит рядом с ними жестокий или добрый человек; а люди, терпящие на своих руках грязь, являются более грубыми натурами также и в жизни, воздвигая как бы стену между собой и более интимным отношением к своему окружению. Это так; и, если хотите, вы можете заметить это даже этнографически. Пройдите по разным странам и вы увидите: здесь чаще моют руки, там — реже. Исследуйте отношения между людьми: насколько иначе относят­ся друг к другу знакомые и друзья в странах, где чаще моются руки нежели в странах, где люди воздви­гают между собой стену благодаря тому, что руки моются реже.
     Эти вещи равны по значению законам природы. ... лица это касается уже меньше; и еще меньше это касается других частей поверхности человеческого тела. ... Ибо в силу особенного отношения астр. тела к рукам, то, чего для рук никогда не довольно, может скоро стать вредным для других частей тела, где физ. тело находится в другом отношении к астр. телу. Поэтому, если мытье рук пробуждает здоровую чувствительность к окружающему, то злоупотребление холодными ваннами создает чрезмерную, напряжен­ную сенситивность, которая часто остается на всю жизнь, особенно, если к этому прибегали в детском возрасте".124 (7)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru