RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

V. КРУГООБОРОТ ЖИЗНИ

5. Характерные черты жизни после смерти

5. Характерные черты жизни после смерти

768. "В духовной науке можно в настоящее время описывать жизнь между смертью и новым рождением такой, какой она бывает, когда ариманическое влияние до известной степени преодолено. Так она и изо­бражена автором ... И она должна изображаться так, когда надо сделать наглядным то, что может пережить человек в этой форме бытия, когда он завоевал себе чистый духовный взгляд на действительно сущее. В какой мере переживает это отдельный человек — это зависит от преодоления им ариманичеокого влияния".13 (4)



769. "Как здесь, в физическом мире, мы присоединяем к себе физ. тело, так между смертью и новым рождением мы присоединяем душевного человека; как здесь мы присоединяем эф. тело, или тело строящих сил, так там мы присоединяем душевную жизнь (Seelenleben) или жизненную душу (Lebensseele); и как в этом мире мы присоединяем астр. тело, душевное тело, так после смерти мы присоединяем индивидуальную душу (Jndividualseele), или душевное Я (Seelenselbst), Душесамость. Я выбрал эти выражения для того, чтобы их не спутали с тем, что иным образом человеком будет присоединено во времена Юпитера, Венеры и Вулкана и что подобно тому, о чем мы теперь говорим". После смерти человек должен вырабатывать жизнедушу и душевное Я. "И именно эти образы вырабатываются все более и более определенно, так что непосредственно после смерти умерший ощущает их как нечто будущее, что он во все большей степени будет разви­вать. Умерший имеет в этом отношении ощущение, что он должен вырабатывать душевного человека, над ним должен он работать; а жизнедуше он должен позволить развиваться. ... Она, естественно, уже здесь, как уже у ребенка присутствует рассудок, но ее нужно развивать, как у ребенка рассудок должен разви­ваться. Благодаря этому у умершего сразу после смерти выступает инспирирующая сила. Развиваясь, она становится все крепче и крепче. И помогая умершему, ему также помогают развивать эту инспирирующую силу. Ибо в образах следует постепенно кое-что говорить умершим. Эти образы должны стать большим, чем воспоминания о жизни, они должны говорить им новое, чего жизнь не могла им сказать. Ибо сказанное теперь должно стать семенем того, что умерший образует как следующую земную жизнь". После смерти че­ловек бывает окружен образами, "... происходящими из переживаний во время между последним рождением и смертью. ... И примечательно, что умерший сначала испытывает определенные трудности в развитии созна­ния, что это суть его образы. ... И деятельность сознания состоит в том, чтобы эти образы полностью признать как правомерно принадлежащие к нему". 181 (10)



770. "Очень важно усвоить характеристику различных миров.
     1. Наш мир — ощутимый и физический.
     2. Второй мир, граничащий с первым. В этом мире живут Ангелы, Архангелы, Архаи. Он неощутимый сверхфизический, является местом обитания третьей Иерархии и людей, когда они живут в общности с существами этой третьей Иерархии в период между смертью и новым рождением.
     3. Третий мир — он ощутим и опять сверхфизический, является местом обитания второй Иерархии (к этому миру, например, принадлежат все потоки, получаемые нами со светом Солнца).
     4. И, наконец, еще один мир — неощутимый и физический. ... Среди нас он присутствует в физичес­ких чувствах, и все же он не ощутим". На нас действует сила тяжести, но она неощутима обычным чувст­венным восприятием; вы имеете внутреннюю тенденцию ("ртутную") к каплеобразной форме в сложных белках, постоянно образующихся в нас. — Он проявляется физически и живет в нашем желании. "В этом мире неощутимого и физического обитают сущности первой Иерархии.
     Все это открывает совершенно новый аспект в нашем изучении. Когда мы проходим сквозь врата смер­ти, то попадаем прежде всего в область неощутимого и сверхфизического. Мы как бы исчезаем из ми­ра. Во второй стадии мы входим в сферу второй Иерархии, мы входим в ощутимое и сверхфизическое. В течение этой фазы мы учимся понимать наши судьбы в летящих от Солнца и от звезд потоках света. ... И когда человек совершает еще раз преобразование, идя к земному, то он уже на Земле. Только мир, в котором он теперь обитает, есть неощутимый физический мир; он живет в силе тяжести, в ртутной и фос­форической тенденциях. ... Т.обр., мы сначала удалены из жизни в невидимое, а затем возвращаемся сно­ва, но неощутимо, потом снова удаляемся, чтобы подготовиться к ощутимому и физическому — к жизни на Земле". 231 (2)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru