RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

V. КРУГООБОРОТ ЖИЗНИ

10. Страдания души после смерти

Панорама жизни. Пожирающий огонь

828. "Идея огня, пургаториума, над которой так издеваются материалисты, выражает в действительнос­ти субъективное состояние человека после смерти. В противоположность этому жажда несовершённых душой дел вызывает чувство холода".94 (9)



Последствия ошибочных воззрений

829. "Человек, не усвоивший на Земле спиритуальных представлений, привязывает себя к земной жиз­ни... и после смерти становится разрушительным центром. ... Не следует критиковать таких людей, а луч­ше испытать к ним сострадание. Ибо после смерти их переживания не особенно легки, когда им приходится оставаться в царстве, которое для умерших является не подходящим. Этим царством тогда оказываются мине­ральное и растительное царства; также и то минеральное царство, которое носят в себе и животное, и че­ловек, поскольку и они пронизаны минеральным. Для тех, кто не воспринял ни одного спиритуального пред­ставления, дело обстоит так, что после смерти они в ужасе отшатываются от своих переживаний, вызываю­щих повсюду ощущение: они могут войти лишь в то, что минеральной, растительной природы. Я не могу расписывать то, что здесь происходит, поскольку, во-первых, в языке для этого нет слов, а во-вторых, к тому, что здесь лежит в основе, можно приблизиться лишь постепенно, ибо здесь приближаются к чему-то поистине ужасному". Сказанное не означает, что такие умершие вообще лишены возможности идти далее с другими, но они страшатся этой другой жизни и всё снова и снова сбрасываются в растительное и минера­льное царства, т.к. выработали представления, годящиеся лишь для этого царства мертвых, царства физических механизмов. 182 (1)



830. "Кто восстает против всех сверхчувственных представлений, стал атеистом и не воспринял ни единого чувства со стороны религии... тот осуждает себя остаться в земной сфере со своим сознанием, тогда как те, кто воспринял духовные представления, переходят в духовное окружение".178 (1)



831. "Существует колоссальная разница между прохождением Порога во сне и после смерти. Во сне мир мыслей попросту меркнет и снова возникает при пробуждении. После смерти мир мыслей воспринимается без посредства физ. тела, духовно-душевно".
     "Утром человека возвращает в тело бессознательное желание этого тела. В смерти это желание убито. Человек вступает в мировые мысли. Духовно-душевно обладает он жизнью мыслей, но он может вступить в этот мир, в который он вступает каждый вечер при засыпании, неподготовленным к смерти. ... Если чело­век вступает в смерть неподготовленным, то оказывается в ужасном положении, он вынужден тогда смо­треть на то, что происходит с его физ. телом. Его физ. тело распыляется в мировой взаимосвязи, ибо если тело не сжигают, то его сжигает космос. И человек должен смотреть на это, если он не подготовился (к смерти)".
     Избавить от созерцания разрушительных сил после смерти может восприятие духовного мировоззрения, которое роднит с божественно-духовным миром. "Если человек умирает с представлением о духовном мире, с сознанием духовного мира, то пламя становится местом рождения духовного после смерти. Тогда не смотрят на одно разрушение, но в распадении земного праха видят поднимающийся из человеческой взаимосвязи дух". Предчувствующее познание прошлого не случайно боялось смерти. Об этом говорит и ап. Павел, что человек должен быть спасен от смерти. Конечно он имел в виду не вообще физическую смерть, но такую физическую смерть, которая может повлечь за собой смерть духовно-душевную. "Чтобы такого не случилось, человек должен кое-что предпринять в физически-чувственной жизни, дабы свое сознание связать с душевно-духовным и пронести нечто сквозь смерть, чтобы в духе возвыситься из пожирающего пламени, которое всегда имеется после смерти.
     Из подобных взаимосвязей должна проистечь страшная серьезность по отношению к связи жизни с мировыми взаимосвязями. Ни одно мировоззрение не обладает для человека ценностью, если не ведет через внутреннюю силу к моральному миропониманию, если не раскрывает перед человеческой душой всю серьезность жизни".
     "Человеку в течение всей физической жизни дана возможность подготовиться соответствующим образом, поскольку каждый вечер при засыпании он защищен от созерцания разрушительных сил мира, которому он родственен". Никогда не станет достаточным подчеркивание значения духовно-научного мировоззрения.210 (4)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru