RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

V. КРУГООБОРОТ ЖИЗНИ

18. Земная жизнь.

Космические причины, земные следствия

Возрастные периоды жизни

Земной характер жизни

18. Земная жизнь.

Космические причины, земные следствия
916. Во время зачатия "...женский элемент испытывает влияние Солнца, а мужской — Земли. Т.обр., процесс зачатия является отражением связи Солнца с Землей". При этом душа, идущая к воплощению, ведется кармой. Образ этого прежде всего переживает мать. Душа взирает на будущую мать, а образ отца она переживает в той мере, в какой он отражается в душе матери. Когда же после рождения образ отца прямо воздействует на ребенка, дабы он мог и от него унаследовать духовно-душевные качества, то образ матери этим восприятием отца ослабляется. Процесс эмбрионального развития идет под влиянием Солнца и Луны. Жизнь чело­века между смертью и новым рождением проходит под влиянием Солнца и Луны, и это влияние отражается фи­зически в жизни между зачатием и рождением. При этом, слово "отражается" не следует брать в простран­ственном смысле, а во временном.
     Ранняя пора детства, когда ребенок еще не умеет говорить, является отражением иного космического процесса, протекавшего до рождения, в космосе, когда на человеческую душу оказывалось влия­ние взаимодействием Солнца с планетами (за исключением Луны).
     Знание об этих отношениях имеет большое значение для воспитания. Из человека хотят изойти отражения процессов, полученных им в космосе до рождения, и соединиться с предмет­ным миром. И нужно суметь этому не помешать.
     Принцип педагогики: "во внешнем материальном мире ты действуешь тем, что совершаешь в нем; как воспи­татель ты действуешь тем, что ты есть".
     Примерно с 3-х лет и до конца школьных лет воспитательные приемы должны стать иными, ибо здесь от­ражается следующий этап жизни до рождения (см. рис).

Когда человек выходит в самостоятельную жизнь, то покидает пределы как-либо видимого мира, он свободен. Моральная фантазия черпается не в чувственном мире.161 (2.II.1915)



917. Вступая после смерти в сферу Солнца, человек должен оставить за собой все злое. Возвращаясь назад к воплощению, он снова встречает и берет с собой оставленное им злое. Т.обр., воплощающийся чело­век состоит из двух частей:
"1) на Земле появляется часть человека, которая прошла через сферу Солнца;
2) на Земле появляется часть человека, которая не прошла через сферу Солнца. ...
     Двоякое действие оказывается на человека (на Земле): действие солнечной жизни между смертью и новым рождением и действие солнечной жизни во время земной жизни человека. При этом на него также действует Луна... Во время земной жизни мы нуждаемся в Солнце, чтобы вообще была возможна жизнь головы для земно­го человека. Что Солнце несет нам на своих лучах, вызывает из нашего организма нашу головную жизнь. ... под жизнью головы я подразумеваю все то, что является жизнью чувств и жизнью представлений.
     Другая часть, которая в земной жизни зависит от бытия Луны, Меркурия и Венеры, свя­зана с жизнью размножения в широком смысле слова". Солнечная жизнь лишена зла, и в человеке на Земле это действует в жизни головы, которой наделен также и отъявленный злодей: человек может быть одновременно и умным, и подлецом. А то, что действует в размножении, — не могло проходить через сферу Со­лнца. Поэтому первая часть человека содержит задатки к здоровью. "Голова заболевает только тогда, ко­гда жизнь пищеварения или ритмическая жизнь посылают в нее болезнь". Зато вторая часть связана с задат­ками к болезни. Болезнь ткется под сферой Солнца. Когда из лунной сферы человека действие проникает в солнечную часть, его головная организация может заболеть.236 (12)



918. "Период детства мы проходим для того, чтобы вызвать созвучие между старыми и новыми отношения­ми. ... Сила может быть применена, когда она приведена в гармонию с окружающим миром". 34 с.374



919. "Когда некая часть мира открывается нам во время нашего земного бытия, то при этом мы узнаём, что именно эту часть из бесконечного ряда возможностей, которые содержит космос, избрали определенные существа Иерархий, чтобы показывать нам от рождения до смерти. Одному показывают одно, другому — дру­гое. То, что показывается, — отбирается, исходя из соображений, находящихся в области Иерархий".236 (18)



920. "Способность здесь, на Земле, развивать человеческую любовь, способность здесь, на Земле, развивать понимание других людей проистекает из того, что между смертью и новым рождением мы были в состоянии жить вместе с существами высших Иерархий. ... Среди богов, в доземном бытии обрели мы дар всматриваться в другого человека, замечать, как он чувствует, как он мыслит, понимать его с внутренним участием".219 (4)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru