RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

VI. КРУГООБОРОТ СНА И БОДРСТВОВАНИЯ

Значение сна

Значение сна

1004. "Ко сну ведет ... не действие усталости; сон состоит в наслаждении собой. И в этом самонаслаждении человек вырабатывает силы, с помощью которых он устраняет наступившую усталость. ... истинно, что каждый сон есть самонаслаждение, но не верно, что каждый сон устраняет усталость. ... И если нет усталости, как, например, у рантье, засыпающего на концерте, то человек орудует над своим физ. телом так же, как и в случае, когда он хочет устранить усталость... и в результате этого ... возникает всяческая неврастения и т.п.".175(5)
     "Нормальный сон компенсирует лишь столько сил, сколько их истрачено. Если продлить сон произволь­но, как это может делать рантье, то это означало бы спать слишком долго. Но бывает необходим и продолжительный сон. Поскольку духовная работа многое изнуряет в физической организации, духовный работник нуждается в продолжительном сне. Обилие сна дает обилие новых жизненных сил, кото­рые тогда разрастаются, поистине разрастаются, так что человек тогда пышет жизненными силами. Такие чрезмерно разросшиеся жизненные силы являются в то же время болезнью, ведут, разумеется, к болезни".154(7)



1005. "Благодаря тому, что во сне, в нормальном сне мы встречаемся с духовным миром, этот сон не есть простое наслаждение собой, но также — понимание себя".175(5)



1006. Сон не предназначен для покоя. "Сон существует для того, чтобы правильным образом соединить­ся с духовным миром, когда выступают последствия действий физической жизни".224(1)



1007. "Конечно, для внешней культуры важнее внешнее деяние. Но наше внутреннее преобразование в течение жизни совершается благодаря тому, что в течение ночного сна мы приходим в правильное отноше­ние с духовным миром". Дневные поступки мы ночью приводим в связь с Архаями, речь — с Архангелами, мысли — с Ангелами.224(11)



1008. "Время, которое вы проспали, является вам как жизненная темнота. И этой жизненной темноте, этому жизненному мраку вы говорите "я". У вас не было бы никакого сознания "я", если бы вы не могли видеть эту темноту. Не тому обстоятельству, что с утра до вечера вы работали, обязаны вы способностью сказать себе "я", нет, вы обязаны этим сну. Ибо "я", как мы его называем в земном бытии, является, прежде всего, жизненной тьмой, пустотой, небытием. И если мы правильно рассматриваем нашу жизнь, то мы не должны в отношении нашего самосознания говорить, что мы им обязаны дню, но что мы им обяза­ны ночи. Так впервые через ночь становимся мы тем, что составляет действительного человека, тогда как в ином случае мы бы были автоматами. ... Итак, мы можем сказать: наше собственное, истинное, внутрен­нее Я, мы его вовсе не берем с собой из духовного мира в этот физический земной мир. Мы всегда оста­вляем его в духовном мире. Оно было в духовном мире до того, как мы низошли к земному бытию. И оно на­ходится в духовном мире от засыпания до пробуждения. Оно постоянно пребывает в духовном мире. Когда в течение дня мы обладаем, как люди, современным сознанием и называем себя "я", то это слово "я" слу­жит указанием на нечто такое, что не находится в этом физическом мире, что в физическом мире имеет только образ... наиправильнейшим было бы рассматривать находящееся здесь, на Земле, не как действительного человека, а как образ действительного человека.
     Его образный характер можно успешнее уяснить, представив себе следующее. Вот мы спим. Я ухо­дит из физ. и эф. тел, а также и астр. тело. Но Я действует в крови и в движениях человека. Движения во сне прекращаются, а то, что находится в крови, продолжает действовать; но Я при этом отсутствует. ... То же самое касается астр. тела, которое постоянно живет во всем дыхательном процессе. Оно покида­ет ночью процесс дыхания, однако он продолжается! ... тогда существа ближайшей Иерархии вступают в пульсацию крови, тогда Ангелы, Архангелы, Архаи живут в тех органах, в которых Я живет днем во вре­мя бодрствования. А в дыхательном процессе живут ... Эксузиаи, Динамис, Кириотетес. ... С эф. телом мы в течение дня не смогли бы делать всего того, что мы должны им делать, если бы его не наполняли во время бодрствования существа наивысшей Иерархии: Серафимы, Херувимы и Троны; они вообще постоянно находятся в нем. ... Что внешняя анатомия говорит о физ. теле — это не могло бы привести в движение ни один его атом. Для этого нужны совсем другие силы. Эти силы суть никакие иные, как те, которые с пра-древнейших времен называются силами Высшей Троицы, силами Отца, Сына и Духа. Троица живет в нашем физ. теле.
     Итак, мы можем сказать: на протяжении всей нашей земной жизни наше физ. тело принадлежит не нам; благодаря нам оно не могло бы проходить своего развития".228(4)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru