RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

VI. КРУГООБОРОТ СНА И БОДРСТВОВАНИЯ

Значение сна

1000. Сверхчувственное наблюдение спящего человека открывает нам, "...как в тех местах, где локали­зованы органы чувств, вовнутрь постоянно излучается деятельность, движение. Эта деятельность, это движение является жизнью эф., или жизненного, тела во время сна.
     Мы, например, видим эту деятельность у спящего в области глаз. С ними дело обстоит так, как будто через воздействие света во время бодрствования они наполнились силой для деятельности, которая начи­нается лишь с засыпания. И эта деятельность — эфирная. В той мере, в какой воздействие цвета и света извне затмило себя, глаза начинают сами, как два фосфорисцирующих солнца, эфирно пронизывать светом внутреннюю сущность физической части спящего человека. Фосфорисцирующее мерцание освещает внутреннее пространство человека. Вам нечего удивляться ... что вы не видите его обычными глазами... поскольку человек во всей своей организации не прозрачен для физического зрения".224(2)



1001. "Как пустыня, лишенная всяких средств питания, в которой человек обречен на голод, относится к плодородной местности, так для прошедшего врата смерти группа людей, спящих с материалистическим настроением, относится к группе спящих с духовными представлениями".154(3)



1002. Современная культура не может понять смысл одной работы Дюрера, которую называют "Геркулес". Дело же в том, что Дюрер знал кое-что о тайне человеческого сна, что "...есть, например, люди, которые во время сна в сообществе с элементарным миром занимаются всякими непристойностями. В обычной же жиз­ни это могут быть вполне пристойные люди. ... На картине Дюрера мы видим сатира и Геркулеса с пали­цей. Добрый Геркулес здесь сам охотно стал бы сатиром. Но он живет в физическом мире, в нравст­венном мире на физическом плане, и этого ему еще не позволяет сделать супруга. Поэтому она хочет его увести. Но ему там нравится".158(3)



1003. "Что отец, мать, что другое человеческое окружение изживает в словах как жизнь чувств, во­ли и мышления, это, будучи услышанным, звучит в детской душе от засыпания до пробуждения; и детская душа тогда полностью отдается тому, что из сердец и душ человеческого окружения складывается в слова". После 7 лет это происходит уже слабее, но все же значительно. "Но с половой зрелостью, с 14 лет начи­нается нечто особенное: тогда то, что из речи впоследствии переживается в спящей душе, хочет само во­йти в отношение с духовным миром.
     Человеку становится необходимо объясниться с существом Архангела через сказанное во внешней, земной сфере и вновь звучащее во время сна. Здесь дневное слово звучит примечательным образом: внут­ренне углубляются все гласные, вплоть до предметности движущихся форм идут согласные. Это переживает­ся. И спящая душа чувствует себя несчастной, если отзвуки ночи в ней не созвучны с тем, что звучит с другой стороны как речь Архангелов... из астрального мироздания.
     В своем Я и астр. теле человек развивается так, что примерно с 14-го года у него между засыпанием и про­буждением многое зависит от обхождения с Ангелами и Архангелами, будет ли это обхождение, обращение понято Ангелами и Архангелами. Это глубокая тайна человеческой жизни". В наше время Архангелы все ме­нее понимают речь людей, что ведет к дисгармонии.
     Если до 7 лет люди в окружении ребенка, будучи материалистами, отрицают духовное, то они отрицают себя, и ребенок переживает это во время сна. С 14 лет отсутствие идеалистически-спиритуального в окружении в состоянии сна связывает душевную жизнь с физическим, душа не может во сне оторваться от физическо­го.222(1)



Значение сна

1004. "Ко сну ведет ... не действие усталости; сон состоит в наслаждении собой. И в этом самонаслаждении человек вырабатывает силы, с помощью которых он устраняет наступившую усталость. ... истинно, что каждый сон есть самонаслаждение, но не верно, что каждый сон устраняет усталость. ... И если нет усталости, как, например, у рантье, засыпающего на концерте, то человек орудует над своим физ. телом так же, как и в случае, когда он хочет устранить усталость... и в результате этого ... возникает всяческая неврастения и т.п.".175(5)
     "Нормальный сон компенсирует лишь столько сил, сколько их истрачено. Если продлить сон произволь­но, как это может делать рантье, то это означало бы спать слишком долго. Но бывает необходим и продолжительный сон. Поскольку духовная работа многое изнуряет в физической организации, духовный работник нуждается в продолжительном сне. Обилие сна дает обилие новых жизненных сил, кото­рые тогда разрастаются, поистине разрастаются, так что человек тогда пышет жизненными силами. Такие чрезмерно разросшиеся жизненные силы являются в то же время болезнью, ведут, разумеется, к болезни".154(7)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru