RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

VII. РЕИНКАРНАЦИЯ И КАРМА

3. Персоналии

От 4-й к 5-й культуре

От 4-й к 5-й культуре

1271. "Гамлет Шекспира был литературно преображенным, но действительно существовавшим датским принцем. ... Духовный образ, лежащий в основе шекспировского Гамлета, — это Гектор. Та же душа жила в Гамлете, что и в Гекторе".139 (1)



1272. "Гектор или Эмпедокл — типичные представители групповой души человечества. Гектор, вырос­ший из души Трои, является отражением всей души троянского народа в совершенно определенной форме... он коренится в групповой душе; таков же и Эмпедокл. Когда они вновь воплощаются в христианское время, то оказываются перед необходимостью вырабатывать я-сознание и изживать его. Переход от состояния групповой души к изживанию индивидуальной души — это есть то, что дает сильный толчок вперед". Поэтому столь ко­леблющейся кажется душа Гамлета по сравнению с уверенностью Гектора, являющегося представителем опреде­ленного конца в развитии. "А с другой стороны, душа Эмпедокла, когда она является как душа Фауста ХVI века, представителя искателей приключений, попадает в положения, из которых трудно выбраться, и остается совершенно непонятой современниками и во всей последующей истории человечества".139 (2)



1273. "Это истинный факт, что в ходе развития человечества бывает так, что личности, бывшие уже посвященными, воплощаются вновь как непосвященные, чтобы совершать поступки, необходимые по ходу времени". Например, Данте вновь воплощался в XIX столетии.138 (2)



Новое время

1274. "Возьмем другую жизнь, которая в одном земном бытии протекала в Греции и там много занималась пластическим греческим искусством, а также платоновской философией, с юношеских лет с огромным энтузиаз­мом восприняла пластическое искусство, которое в то же время созерцалось ею духовно, а духовно увиден­ное с колоссальной внутренней художественностью она могла переносить в искусство. Эта индивидуальность, пройдя еще через одну инкарнацию, вырабатывала затем свою карму в сфере Юпитера". Существа Юпитера фор­мируются эфирно-астральным образом из космоса, не умирают, а проницают одно другое. "Они, так сказать, есть реализованная мудрость. Они рождаются с мудростью и не могут быть никакими иными, как только мудры­ми. Как мы имеем циркуляцию крови, так они имеют мудрость. Это их природа; таковы эти существа Юпитера. Среди них может формироваться карма. Та индивидуальность, имевшая значительную земную жизнь в древней Греции, прошла через сферу Юпитера и была затронута всем тем, что является мудростью Юпитера, образова­ла там свою карму и снова родилась в ХVIII в. как Гете. Вот откуда проистекает то удивительное слияние гречества и мудрости у Гете".236 (16)



1275. "Я хотел бы указать вам на одну человеческую индивидуальность, которая во втором христианском столетии была воплощена в современной Италии, т.е. в древнем Риме, и с неимоверной откры­тостью чувственным восприятиям была очевидицей всего того готового на жертвы мученичества, через кото­рое прошли те, кто как христиане хотели постепенно утвердиться в Римской империи. С другой стороны, та индивидуальность прошла через ужасные беззакония, испорченность, развращенность тех, кто в Римской империи были богатыми. Всю полноту добра и зла испытала излитой на себя та индивидуальность.
     И вот, та индивидуальность, закончившая жизнь в преклонном возрасте, после того, как она много видела, я бы сказал, высочайшей жертвенности добра в зарождавшемся Христианстве и бесконечно много зла, плохого в римстве того времени, пришла примерно к такому суждению и вопросу: так, где же тогда середина? Или в мире существуют лишь всецело доброе и всецело злое? С имагинативным, инспиративным сознанием можно со всей отчетливостью исследовать, как затем эта индивидуальность родилась снова как женщина в XI сто­летии. Через переживания в женской индивидуальности выровнялись острота и угловатость, к которым эта индивидуальность в ее римской жизни пришла в зрелом возрасте; она стала мягче во внутреннем чувственном рассмотрении добра и зла. И затем она воплотилась снова в ХVIII столетии как не­мецкий поэт Фридрих Шиллер. А теперь попытайтесь проникнуть в жизнь Шиллера, как развивалась она в стремлении к равновесному постижению мира, как ему был необходим Гете, чтобы отбросить все то, что он принес с собой в виде убеждения: существует только доброе, существует только злое. Почитайте его драмы — и вы поймете его, взглянув подобным образом на его прошлую земную жизнь. Но какому обстоятельству обязан Шиллер подобным своим развитием? Мы должны приписать это тому обстоятельству, что у Шиллера после того, как в нем еще столь живо было все то, очевидцем чего он стал в Риме, после того, как он прошел через женскую инкарнацию в средние века, его карма во время между смертью и новым рождением особым образом вырабатывалась в сфере Сатурна". Чтобы изучать эту сферу в ее особых, неповторимых чертах в науке по­священия, необходимо достичь преклонного возраста. Мы говорим о том, что в имагинативном познании чело­век может созерцать панораму своей жизни. Если же он восходит к инспиративному познанию, то вместо семилетних периодов своей жизни он переживает планетные сферы: вместо первых семи лет — сферу Луны, вместо вторых семи лет (от 7 до 14) — сферу Меркурия и т.д. Сфера Сатурна открывается при таком взгляде в возрасте после 63 лет. (Далее Р.Штайнер говорит, что и он сам смог начать говорить об этой сфере, лишь когда достиг этого возраста.)
     Существа, обитающие на Сатурне, содержат в своем сознании только прошлое, но грандиозным образом. Индивидуальности, побывавшие в такого рода бытии, обладают затем удивительным взглядом в прошлое. "Так, душа Шиллера, до того как она родилась в 1759 г., имела в духовном мире грандиозный взгляд назад, на все прошедшее, и это соединилось с ее кармой. При нисхождении на Землю это вызвало обратную реакцию: созерцание прошлого преобразовалось в постижение будущего, во вдохновенное постижение идеалов будущего. Так возникли шиллеровские идеалы будущего из его кармической работы в бытии Сатурна".236 (16)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru