RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

VIII. УЧЕНИЕ ОБ ОРГАНАХ ЧУВСТВ

12 органов чувств и сверхчувственное

12 органов чувств и сверхчувственное

1285. "Органы чувств — зто в некотором роде неподвижные точки, образующие круг, а Я выступает как подвижное; проходя различным образом этот круг, оно образует душевные переживания".45 с.45



1286. "Чувство "я", чувство мысли, чувство слова, слух, чувство тепла, зрение, чувство вкуса направ­лены более вовне. ... Чувство жизни, чувство движения, чувство равновесия, осязание, обоняние в большей мере образуют область внутреннего человека (см.рис.).

Эти чувства более открыты вовнутрь и через восприятие нашего внутреннего опосредуют наше отношение к космосу (штриховка)".
     "Когда мы движемся в мире, глядя физическими глазами, но при этом... через глаза покидаем свою телесность, то приходим в ту область, где гос­подствуют имагинации (см.рис.). И когда мы действительно в состоя­нии, благодаря инициации, именно через глаза проникнуть в духовный мир, то мы обретаем чистые имагинации... имагина­ции-образы, которые ткут и живут в ду­шевно-духовном. Окрашенными последними остатками материального бытия являют­ся образы, когда мы через орган вкуса проникаем вовне. ... имагинации прямо­-таки поддерживаются материальностью. Мы получаем не чисто воздушные образы, как это бывает в радуге, но нечто окрашенное, что в некотором роде в образе содержит нечто в виде последнего остатка материального: мы получаем призраков, настоящих призраков, когда через орган вкуса покидаем физ. тело".
     "Когда мы через чувство тепла выходим вовне, то также получаем имагинации, но имагинации, действу­ющие душевно, действующие с симпатией и антипатией, действующие с душевным теплом или холодом".
     "Инспирации принадлежат более к душевно-духовному внутреннему, чем имагинации. Мы сильнее захватываяемся ими, и не только как аффектами, но чувствуем себя телесно пронизанными воздухом, который вдыхаем. Так чувствуем мы себя душевно пронизанными инспирациями в той области, которой мы достигаем, покидая наше тело через чувство слуха".
     Чувству речи в нас соответствует столь же реальный орган, как и тот, который соответствует чувству слуха. "Когда через этот орган душевно-духовное покидает физ. тело, то инспирация окрашивается внутрен­ним переживанием, чувством себя в единстве с чужим существом".
     "Человек некоторым образом вытеснен из духовного мира. Стоящее позади чувств он воспринимает, лишь покидая свое тело духовно-душевно. Но этот мир отпечатывается через его чувства. Интуиции являются нам через чувства "я" и мысли, но только в своих отпечатках; инспирации — через чувства слова и слуха, но опять-таки в отпечатках; имагинации — через чувства тепла, зрения и немного через чувство вкуса, но приглушенно, превращенными в чувственное".
     "На определенной границе происходят восприятия мира чувств (см.след. рис.; красное); если же челове­ку удается выйти за эту границу своим духовно-душевным, то он проникает в духовный мир (желтое) через имагинацию, инспирацию и интуицию. Само имагинативное, инспиративное, интуитивное находятся там, вовне. Но когда они проникают в нас, то становятся нашим миром чувств.
     Поэтому: там, вовне, нет атомов, как об этом фантазируют материалисты, но там, вовне, — мир имагинативного, инспиративного и интуитивного. И когда этот мир воздействует на нас, то возникают его отпечат­ки во внешних чувственных восприятиях. ... Человек, проникая через свои чувства во внешний мир, когда переступает Порог, который, как вы видели, находится совсем близко, попадает в объективный духовно-душевный мир. Именно этого мы стараемся достичь с помощью Духовной науки: проникнуть в объективный духовно-душевный мир. Мы приходим к высшему, проникая через наши внешние чувства в то, что внутри мира чувств закрыто от нас покровом".199 (3)



1286a. "Красная роза. Она начинает свое красное в виде тонких молний посылать вверх и вниз. И в то время, как внешнее блекнет, красное, отступая назад, примешивается к сфере Серафимов; точно также все звучащее вбирается в сферу Херувимов, а все, что мы осязаем, — в сферу Тронов".346, с.245-246



Природа человеческих органов чувств

1287. Человек, в сущности, не особенно интенсивно связан со своей системой внешних чувств; в ней в основном пребывает не он, а окружающий мир. "Поэтому имагинативно-созерцающий человек и организацию внешних чувств рассматривает как кусок внешнего мира, который ему, правда, ближе, чем природный окружающий мир, но все же это внешний мир. Он отличается от прочего внешнего мира лишь тем, что в последний человек может погрузиться не иначе, как через чувственное восприятие. А в свою организацию внешних чувств он погружается в переживании. Организация внешних чувств есть внешний мир, но человек протягивает в него свое духовно-душевное существо, приносимое им из мира духа при вступлении в земное бытие". 26 (171-173)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru