RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

VIII. УЧЕНИЕ ОБ ОРГАНАХ ЧУВСТВ

Чувство мысли и чувство слова

1292 б. "Действует переживание осязания; позади пережитого: Я-существо в человеческом восприятии осязания переживает себя в себе как осязаемое Я.
     Действует переживание чувства жизни; позади переживания: наполненное понятием Я-существо, которое в человеческом переживании понятия переживает себя.
     Действует переживание чувства движения; позади переживания: исполненное слова Я-существо, которое в человеческом переживании слова переживает собственное движение.
     ... чувства равновесия ...: звучащее Я-существо, которое в человеческом равновесии переживает звук.
     ...чувства обоняния ...: согревающееся Я-существо, которое в человеческом переживании обоняния переживает нечто вроде внешнего тепла.
     ... чувства вкуса ...: светящееся Я-существо, которое в человеческом переживании вкуса переживает нечто вроде внешнего света.
     ... чувства зрения ...: излучающее вкус Я-существо, которое в человеческом переживании зрения, переживает в себе собственное свечение.
     ... чувства слуха...: равновесие Я-существа, которое в человеческом переживании звука отражает в себе свои собственные звуки.
     ... чувства слова ...: подвижное Я-существо, которое в человеческом понимании слова отображает собственное движение.
     ... чувства понятия...: дарующее жизнь Я-существо, которое в человеческом понимании понятия отображает собственную жизнь.
     ... чувства Я ...: себя осуществляющее Я-существо, которое в человеческом Я-восприятии отображает собственное существо". Д.34, с.36



Чувство "я"

1293. "...Все, что в жизни нам встречается нагруженным "я", мы воспринимаем с помощью чувства "я". Еще в древнеегипетскую культуру люди понимали друг друга по физиономии, через жест, позу. Общение с помощью слов сильно развилось позже. "Но благодаря этому мы получили возможность наш аппарат жизни, жизненный организм сделать аппаратом мышления. Мы бы не имели дара мышления ... если бы не пришло арима­ническое влияние", развившее слышимую речь. "Сегодня Ариман работает над тем, чтобы специализировать чувство "я", как он специализировал чувство речи и чувство мышления. Это еще находится в становлении... в самом начале, слагается пока еще более философским образом. Сегодня есть философы, которые целиком отрицают способность внутренне переживать "я", например Мах и др.".170 (14)



1294. "Кто действительно может наблюдать, тот знает, что существует непосредственное восприятие, а не заключение по аналогии, благодаря которому мы приходим к восприятию другого "я". Собственно, лишь друг или, так сказать, родственник геттингенской школы Гуссерля Макс Шелер пришел к этому непосредствен­ному восприятию Я другого человека".322 с.94



1295. "Аморально высшие чувства (слова, Я, слуха, мысли) низводить к характеру нижних чувств".206 (22.VII)



Чувство мысли и чувство слова

1296. Чтобы душа могла стать подвижной, она должна воспринять понятия, иметь чувство понятия.115 (1)



1297. Говоря о чувстве понятия, мы имеем в виду не чистые понятия. Кто-то говорит слово, а я составляю о том представление. Поэтому речь идет о чувстве представления. Но как восприятие подходит к представлению? Представление приходит к нам на пути звука. Чтобы ощутить представление, необходимо еще более отвлечь внимание, отказаться от всей системы обертонов (обертоны изымаются из внимания силой астр. тела — см. чувство слуха). В тот момент, когда бессознательно душевное внимание отвлекается от обертонов, мы смотрим на то, что воплощено в звуке, что идет к нам как представление".112(2)



1298. "Большее проникновение во внешний мир, чем в чувстве слова, происходит через чувство мысли". "Когда мы, воспринимая, проникаем в "я" другого человека, то в наибольшей мере выходим из себя".199(3)



1299. "В основе восприятия того, что нам сообщается через речь, лежит действительное чувство: чувство речи". Мы получаем восприятие, не основанное на суждении. "Суждению подобает отдельное; что говорит к чувствам, не относится к душевной деятельности отдельного". Ребенок учится говорить раньше, чем судить. Именно через речь он научается судить. Восприятия чувств нельзя изменить.115(1)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru