RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

IX. ДУШЕВНЫЕ КАЧЕСТВА — ВЛИЯНИЕ НА ТЕЛО, ДУШУ И ДУХ

1. Любовь и ее окружение

Мораль и нравственность. Я

Мораль и нравственность. Я

1417. "Как бы удивительно это ни звучало, но от засыпания до пробуждения вы находитесь в мире, который не содержит в себе моральных законов. ...С пробуждением мы выносим из того мира импульсы, которыми затем физ. и эф. тела могут овладевать в смысле интеллектуальности; но они ничего не получа­ют из духовного мира в смысле моральности. Это полностью исключено, ибо мир, где мы пребываем от за­сыпания до пробуждения, не содержит никаких моральных законов. Люди, полагающие, что боги поступили бы мудрее, не сводя человека в жизнь на физическом плане, сильно заблуждаются, ибо тогда человек ни­когда не стал бы моральным". Это особенно важно знать для понимания того, почему человек смог так отстать в отношении морали, тогда как в отношении его интеллекта боги хорошо позаботились: не только создали инструмент в течение развития Сатурна, Солнца, Луны, Земли, но и ссужают его мудрос­тью каждый раз, когда он во время сна проникает в духовный мир. Подобное состояние, когда человек во время сна будет соприкасаться также и с моральным, наступит лишь во 2-ой половине развития Венеры. Этот факт показывает нам, сколь бесконечно важно пронизывать нашу социальную жизнь моральным.
     "Средоточием моральной жизни для земного человека является импульс Христа. Потому так значительно на физическом плане прийти в связь с Импульсом Христа. ... можно из инстинкта черпать импульсы мудро­сти — ибо они действуют во сне — и изобретать машины... не имея нужды соприкасаться с моралью, т.к. моральность лежит совершенно в иной сфере".177 (2)



1418. "Во время сна наши моральные импульсы делают в духовном мире отпечаток ... Для хода раз­вития Земли эти моральные импульсы, поступающие в духовный мир, являются оплодотворенными семенами для позднейших земных периодов. ... Духи высших Иерархий приносят это вниз... для человеческого изо­бретательного мышления, для мышления вообще. Если представить себе, что какая-либо эпоха на Земле протекала бы совершенно аморально, то убожество должно было бы господствовать в душевной жизни в по­следующий земной период".
     Во время сна мы живем в существах высших Иерархий ... Если мы совершили моральный поступок, получили моральный импульс, то для существ высших Иерархий возникает возможность воспринять, согласно спиритуальным космическим законам, наше Я и астр. тело с нашими моральными импульсами, с тем, что осталось в нашей душе от наших моральных импульсов. Если же мы совершили аморальный поступок или имели амо­ральный импульс, то с остатком, произошедшим от аморального импульса, мы не можем войти в существ высших Иерархий во время сна. Все аморальное отталкивается, отбрасывается вновь в телесное. ... Мы платим духовному миру нашими моральными действиями то, что должны ему, и мы оста­емся должны духовному миру то, что остается в нашем теле: наши аморальные мысли, аморальные импуль­сы, действия".159 (6)



1419. "Представляя мир, мы имеем только образы; действуя морально, мы творим в мире реальность (которой там без нас не было). С нашей моралью нам было бы нечего делать в мире, который выступал бы перед нами как действительный. Ибо тогда с тем, что мы хотели бы совершить как моральное, мы бы повсюду наталкивались на мир.
     Возьмем животных — они переживают мир совершенно иначе, чем человек, не как мир образов, а как мир настоящих реальностей. Потому животные не могут развивать никакой морали. ... Боги перенесли нас на Физический план и наши душевные переживания сделали миром ирреальностей, дабы мы оказались в со­стоянии моральные импульсы как реальность внести в ирреальность. Здесь вы имеете творение из ничто, творение в ничто, поскольку представления — это только образы, ничто. ... Существа высших Иерархий — это не просто мыслесущества, они — реальные существа, они обладают субстанцией, и то, что является их субстанцией, — мы переживаем не в наших мыслях, а в нашей воле, и именно в пронизанной любовью воле. В нашей воле! И когда мы вносим моральные импульсы в мир, являющийся для нас миром образов, мы низводим субстанцию высших существ в мир".156 (7)



1420. "Наши волевые импульсы, наши действия могут совершаться тогда, когда мы проникаем в наше тело из мира субстанций высших Иерархий, тех субстанций, из которых рождаются моральные импульсы, проникающие во всю нашу организацию. Все, что мы делаем, происходит благодаря тому, что эти волевые импульсы деятельны в нас. Здесь происходит не только то, что во внешнем мире совершается благодаря нам, но поскольку это моральные действия, то они собираются Серафимами. Наши моральные действия — это источник тепла для всего мира. Под влиянием аморальных человеческих поступков замерзают Сера­фимы, т.е. они не получают никакого тепла, которым могли бы согреть весь мир".156 (8)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru