RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

Х. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

1. Сознание и самосознание

Соответствия:

1524. Соответствия:


"Внутреннее — Внешнее
Ясное мышление — Бодрственное дневное сознание
Жизнь чувств — Сознание сновидения
Волевое сознание — Сознание сна".243 (11)



1525.
Жизнь представлений:Полное бодрствованиеМудрость
Жизнь чувств:СновиденияМудрость
Жизнь волиСонМудрость

     "Это сознание (I) восприняло остаток культуры Мистерий, чисто люциферический элемент. Это интеллектуалистическая культура. В нашей голове оно очень ясно.
     Оно пронизано мудростью, всеобщезначимой мудростью. Но это люциферический элемент в нас.

I. Жизнь представлений (Люцифер)
П. Имагинации Сознание
III. Инспирации (Ариман)

     А внизу (III) находится то, что особенно любит современная наука, о чем Кант сказал: в природе столь­ко науки, сколько в ней математики (математические истины восходят из III-го сознания, но человек этого не чувствует); но это ариманический элемент, проходящий через наше человеческое существо. ...
     Не достаточно только знать, что нечто истинно. Мы знаем, что вещи, которые мы постигаем интеллек­туально через нашу голову, правильны, но являются дарами Люцифера. И мы знаем, что математика верна, но этой могущественной правильностью математики мы обязаны Ариману, который сидит в нас. И наименее уверенным является средний элемент (II). Он производит впечатление нелогически волнующихся снов. ... Как нисходит мудрость в эту среднюю часть человека? В том положении, в каком человек находится в мире, в своей голове он удерживается Люцифером; в мудрости обмена веществ, в мудрости конечностей его держит Ариман. Но сердце относится к среднему состоянию сознания — организация сердца и чело­веческого ритма. ... Благодаря чему в эту среднюю часть нашего человеческого существа приходит внут­ренняя логика, внутренняя мудрость, способность ориентироваться? — Благодаря Импульсу Христа, благо­даря тому, что вошло в земную культуру через Мистерию Голгофы". Без Мистерии Голгофы эта средняя часть человеческого существа усохла бы, опустошилась. Человек лишился бы всякой возможности привести в равновесие два крайних состояния сознания.194 (4)



1526. "Как современный человек обладает бодрственным сознанием, сновидческим сознанием и сознанием сна без сновидений, так и древнее человечество обладало тремя состояниями сознания: состоянием сознания для пропитанной духом действительности, состоянием сознания для взгляда в духовный мир, состоянием со­знания для прозрения кармы. В существенном у пра-человечества был род сумеречного сознания вечера.
     Это сумеречное сознание вечера прошло, дотлело в развитии человечества. Теперь должно выступить сумеречное сознание утра".238 (1)



1527. "Существует семь ступеней человеческого сознания: трансовое, глубокое сонное, сновидческое, бодрственное, психическое, сверхпсихическое и спиритуальное сознание. Если говорить точнее, то существует две­надцать ступеней сознания, но пять дальнейших — творческие. Они — творцы, творящие боги. Все двенадцать ступеней связаны с двенадцатью знаками Зодиака. Человек должен пройти через все двенадцать ступеней".93-а(1)



1528. "Лишь на физическом плане человек стал самосознающим. На астральном плане он теперь еще не самосознающий, и еще менее того — на арупа-плане... Самосознание начинается, когда предметы выступа­ют извне. На высших планах жизнь целиком замыкается во внутреннем".93-а (11)



1529. "Не пространственными отношениями, а состоянием сознания отделены мы от духовного мира".168 (1)



1529a. "Сверхчувственное самосознание не пронизано способностью восприятия". Д.45, с.12



Феномен сознания

1530. "Представим себе, что это у нас астр. тело (красное) и нити чувствующих нервов, которые оно распростирает повсюду. ... Астр. тело проскальзывает в нервные нити.
     Представьте себе, я зашиваю рукава у своего пальто и просовываю руки в некоего рода мешки. И если бы я имел сотни рук и просунул бы их все в зашитые рукава, то все сотни рук натолкнулись бы на то место, где рукава зашиты. Так проскаль­зываем мы (астр. телом) вплоть до того места, где оканчивается нерв. ... Пока я скольжу по нерву, я не чувствую его... мы чувствуем нерв там, где он кончается. Весь день мы вонзаемся в нервную материю и постоянно касаемся окончаний наших нервов. Но это не доходит до сознания, это выражается в со­знании без желания человека. И если он думает — а он думает своим Я и астр. телом, — то мы можем сказать: мышление — это деятельность, которая осуществляется здесь и переносится Я и астр. телом на эф. тело. От эф. тела сюда также нечто проскальзывает, по меньшей мере — его движение.
     Что составляет причину сознания — это то обстоятельство, что я постоянно мышлением прихожу в одну точку, где наталкиваюсь на окончание нерва. Я наталкиваюсь в бессчет­ном числе точек, когда проскальзываю в нервы, только это не доходит до моего сознания.
     Это достигает сознания только у того, кто сознательно переживает процесс пробуждения: если он созна­тельно погружается в нервное "одеяние", то чувствует, как повсюду оно укалывает его. ... Представьте себе живо эти уколы. Что делает с ними человек, если они не входят в его сознание? Он проецирует их в пространство, наполняет его ими, и это затем становится атомами. Таково действительное происхожде­ние атомизма".254 (3)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru