RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

Х. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

1. Сознание и самосознание

"Я есмь"

1535. "Духовные существа работали, влияя на ... внешнюю человеческую жизнь, какой она протекала в кастах и в почитании предков (др.индийская культура и до Х-IХ вв. до Р.Х.). Так подготов­лялась возможность человеку в будущем сказать себе при каждой мысли: я мыслю, при каждом чувстве: я чувствую, при каждом волении: я хочу.
     Самосознание подготовлялось в ту эпоху, когда самосознания именно не было, но оно богами вырабаты­валось из человеческой природы".146 (5)



1536. "Как люди, мы имеем не Я а только мысль, только представление Я. А поскольку при за­сыпании все представления погружаются во мрак бессознательного, то подобное же происходит и с я-мыслью".137 (5)



1537. "Нужно научиться противостоять Хёдуру, бессознательному, слепому страстному, бредовому. Это мы можем свободно приобрести той ценой, что почувствуем себя в своем понимании изолированными в мире, тогда как развивающие бредовое сознание притягивают космическое действие. С нашим 5-м послеатлантическим сознанием мы стоим на Земле изолированно".173 (9)



1538. "Только в физ. теле мы можем изживать наше полное я-сознание".158 (6)



1539. "Самосознание мы называем Я".93-а (11)



2. Феномен Я

Развитие
1540. "В Атлантическую эпоху развилась речь, и высшим выражением речи было то, что уже в конце Атлантической эпохи люди научились выговаривать "я".
     Этот процесс начался в Лемурийскую эпоху, и к концу Атлантической эпохи постепенно достиг своего совершенства. В Библии стоят слова: "и вдохнул Бог человеку дыхание жизни, и стал он живою душою". Это совершенствовалось все больше, пока не стало словом "я", пока дух не начал сам говорить из внут­реннего человека, взывать:"J-а-h-v-е", — что в то же время является сущностным ядром в каждом отдельном человеке: "Я есмь тот, кто был, есть и будет". "Я есмь" — это глубочайшее внутреннее сущностное ядро, некогда погруженное в человека и навеки оставшееся там как индивидуальность.
     Это было первым излиянием Божества. Его назвали излиянием духа, излиянием Ягве".96(18)



1541. Легенда рассказывает, что когда Люцифер был свергнут с неба, из его короны выпал драгоцен­ный камень. Из этого камня была сделана чаша для Тайной Вечери, ставшая затем Святым Граалем. "Этот драгоценный камень, в определенном отношении, есть не что иное, как полная сила человечес­ких Я. Человеческое Я должно вначале подготовиться во тьме, чтобы затем новым, достойным образом увидеть звезду Люцифера сияющей в Свете Христа".113 (1)



1542. "Я тех людей, которые жили до Мистерии Голгофы — а это были мы сами в прежних инкарнациях, — было сумрачным. Тогда бодрствовали совсем по-другому, чем после Мистерии Голгофы. Астр. тело тогда полностью входило в эф. тело. Но и Я тогда очень глубоко уходило в эф. тело. Сегодня так больше не бывает. Сегодня Я входит только в головную часть эф. тела. ... Благодаря этому мы можем мыслить интеллектуалистически. Но в тот момент, когда мы погрузились бы глубже в эф. тело, мы бы внутренне уви­дели образы инстинктов".214 (5)



1543. "У пра-индийцев Я видели через оболочку физ. тела; в следующую эпоху Я видели сквозь эфи­рную оболочку; в 3-ей эпохе — через оболочку астр. тела; и так Я всегда оставалось неотчетливым вплоть до нашей эпохи, где оно выступает без покровов в человеческом общении".
     "Я без покровов выражается в том, что люди в новое время имеют устрашающие глаза. Таких глаз не имели греки и римляне. Они встречаются с середины ХVI в. Представление об этом можно составить иссле­дуя литературу. Напр., читая Бэкона Веруламского можно представить себе, что за глаза были у этого че­ловека в жизни. В еще большей мере это относится к Шекспиру. Пусть не всегда, но временами бессозна­тельно в прошлом столетии устрашающий взгляд имели и Гете, и Лессинг, и Гердер".217 (12)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru