RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

Х. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

2. Феномен Я

Восприятие Я. Местопребывание Я

Восприятие Я. Местопребывание Я

1551. "Функционируя, наше тело образует как бы зеркало, отражающее нам наше Я, что схематически выглядит следующим образом":

     В то же время Я лучится че­ловеку из духовного мира. "Это Я нужно научиться чувствовать, научиться чувствовать, что че­ловек имеет в себе то Я, за ко­торым стоят Иерархии, как за тем "я", которое есть лишь об­раз, стоит тело, состоящее из трех природных царств, соединенных вместе. От пассивности переживаний необходимо перейти к полной их активности. Нужно на­учиться чувствовать: из двух миров ты вырабатываешь свое действительное Я. — Тогда также научатся чувствовать: отраженный образ "я" вырабатывается принадлежащим к физическому бытию телом.
     Это инверсия (обращение) внутренних чувств, и в эту инверсию внутренних чувств необходимо вживаться. Особенно важно — не собирать данные. Их соберется множество, если прежде пережить инверсию чувств. Затем, когда мыслят активно, приходят те мысли, которые могут также оплодотворять и социальные мысли. Если дать Я только отражаться, то постоянно приходят к рассмотрению лишь тех социальных мыс­лей, ... что возникают через осадок речи. И только когда человек хочет быть активным в своем Я, он начинает схватывать и свободные мысли". В прошлом такие мысли приходили только из инстинктов. Но вста­ет задача приходить к ним сознательно.196 (6)



1552. "Я — вместе со всем сущностным человеческим ядром — может рассматриваться как существо, ко­торое свое отношение к объективному миру переживает в нем самом и которое свои переживания как отраже­ния жизни представлений воспринимает из телесной организации. Отделение человеческого сущностного ядра от телесной организации следует мыслить, конечно, не пространственно, но оно проявляется как от­носительно динамическое освобождение. ... В бодрственном состоянии человеческое сущностное ядро так встраивается в физическую организацию, что благодаря своему динамическому отношению к ней в ней от­ражается; в состоянии сна отражение упраздняется". Поэтому то Я, которое имеется в виду в философии, во время сна исчезает.35 с.142-43



1553. "Вы воспринимаете не ваше Я, а ваши переживания, которые вы испытываете, бодрствуя в тече­ние дня. ... Каждый человек думает, что восприятие Я — это переживание. Нет, восприятие Я — это дыра в переживаниях".
     "Вы можете иметь темное чувство, что у вас есть Я, когда из воли нечто звучит к вам от того, что вы имеете как дыру в ваших душевных переживаниях. Но восприятие Я всегда именно негативно. Это очень важно увидеть по той причине, что тогда поверхностное я-представление, которое фигурирует во многих новых философиях, распознается в его ничтожестве. ... без сказанного здесь не понять отношения человека к человеку в жизни. ... Если бы Я пребывало в нашем сознании, то отношение человека к человеку поистине было бы фатальным; тогда мы проходили бы через мир и внутри нашего сознания, внутри мира на­ших чувств и представлений имели бы только: я,я,я. Мы бы проходили мимо других людей и ощущали бы их как тени и удивлялись бы, протянув руку, что эти тени удерживают ее. Мы бы не могли объяснить себе, как это происходит, что мы не можем что-либо схватывать сквозь человека. Все это было бы вызвано тем, фактом, что мы обрели бы наше Я в нашей душевной жизни субстанционально, а не просто как представле­ние ... Но мы не имеем его там, мы имеем его только в нашей воле и в чувстве, излучающемся из воли. Я, собственно, пребывает там, а не непосредственно в жизни представлений и чувств".191 (8)



1554. "Во время сна человеческое Я излито широко в мир, и при пробуждении оно неким образом стя­гивается, уплотняется, а затем входит в эф. и физ. тела. Но все же и днем оно в некоторой части нахо­дится вне человека, в его окружении. Поэтому не следует искать у человека Я в одном месте. Он заклю­чен как бы в облако Я, в я-ауру".119 (8)



1555. "Путем логических, теоретико-познавательных рассуждений человек приходит к тому, что он явля­ется Я. В обычной же жизни это Я стоит под вопросом. Человек есть то, чем он наполнен. Если некто играет в карты, то он есть то, что дают впечатления от карточной игры; реально, в сознании он имеет эти карточные впечатления. Наше Я есть то, чего мы в состоянии достичь в сознании. Мы можем его до­стичь, но оно крайне изменчивое, мерцающее. Мы приходим к тому, что есть наше Я, когда ставим перед собой воспоминания (обычно они стоят позади нас) ... Это важный процесс. В обычной жизни человек представляет собой результат своих воспоминаний".115 (12)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru