RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

Х. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

2. Феномен Я

Я-сознание

1553. "Вы воспринимаете не ваше Я, а ваши переживания, которые вы испытываете, бодрствуя в тече­ние дня. ... Каждый человек думает, что восприятие Я — это переживание. Нет, восприятие Я — это дыра в переживаниях".
     "Вы можете иметь темное чувство, что у вас есть Я, когда из воли нечто звучит к вам от того, что вы имеете как дыру в ваших душевных переживаниях. Но восприятие Я всегда именно негативно. Это очень важно увидеть по той причине, что тогда поверхностное я-представление, которое фигурирует во многих новых философиях, распознается в его ничтожестве. ... без сказанного здесь не понять отношения человека к человеку в жизни. ... Если бы Я пребывало в нашем сознании, то отношение человека к человеку поистине было бы фатальным; тогда мы проходили бы через мир и внутри нашего сознания, внутри мира на­ших чувств и представлений имели бы только: я,я,я. Мы бы проходили мимо других людей и ощущали бы их как тени и удивлялись бы, протянув руку, что эти тени удерживают ее. Мы бы не могли объяснить себе, как это происходит, что мы не можем что-либо схватывать сквозь человека. Все это было бы вызвано тем, фактом, что мы обрели бы наше Я в нашей душевной жизни субстанционально, а не просто как представле­ние ... Но мы не имеем его там, мы имеем его только в нашей воле и в чувстве, излучающемся из воли. Я, собственно, пребывает там, а не непосредственно в жизни представлений и чувств".191 (8)



1554. "Во время сна человеческое Я излито широко в мир, и при пробуждении оно неким образом стя­гивается, уплотняется, а затем входит в эф. и физ. тела. Но все же и днем оно в некоторой части нахо­дится вне человека, в его окружении. Поэтому не следует искать у человека Я в одном месте. Он заклю­чен как бы в облако Я, в я-ауру".119 (8)



1555. "Путем логических, теоретико-познавательных рассуждений человек приходит к тому, что он явля­ется Я. В обычной же жизни это Я стоит под вопросом. Человек есть то, чем он наполнен. Если некто играет в карты, то он есть то, что дают впечатления от карточной игры; реально, в сознании он имеет эти карточные впечатления. Наше Я есть то, чего мы в состоянии достичь в сознании. Мы можем его до­стичь, но оно крайне изменчивое, мерцающее. Мы приходим к тому, что есть наше Я, когда ставим перед собой воспоминания (обычно они стоят позади нас) ... Это важный процесс. В обычной жизни человек представляет собой результат своих воспоминаний".115 (12)



1556. "Насколько разрушены наши воспоминания, настолько разбито наше Я".61 с.456.



1557. "Путем всевозможных исследований ищут истинное Я в обычном сознании, но серьезное проникно­вение в переживание этого сознания указывает, что в нем истинного Я найти нельзя; там может возникнуть лишь мыслительный отблеск, который меньше чем образ. Истина этого факта будет правильно по­нята лишь тогда, когда подойдут к Я как к образу, живущему в эф. теле, и только это правильно напра­вит на поиски Я как истинной сущности человека".26 (14)



1558. "В сердце сплетаются два элемента. Один элемент идет из макрокосмоса, он соединяется с я-аурой, идущей снизу и накапливающейся, задерживающейся в области сердца. И как астральная аура задер­живается мозгом, так я-аура задерживается сердцем и там соприкасается с внешним элементом я-ауры. По­этому я-сознание человека, согласно фактам, не возникает в голове".129 (9)



1559. "Наше современное земное Я мы имеем в организации конечностей и обмена веществ". "Лишь бла­годаря тому, что организм конечностей и обмена веществ действует в мыслях, человек имеет в своих мыс­лях переживание Я. Но это довольно обманчивое переживание. Самого Я в мыслях вовсе не содержится. Его там так же мало, как вас в вашем зеркальном отражении. ... В организме конечностей и обмена ве­ществ, а точнее в пальцах рук и ног, пребываете вы как человек, стоящий здесь, на Земле. И лишь по­скольку в мозгу вы сопереживаете свои пальцы рук и ног, постольку вы через мысли обладаете сознанием своего Я в вашей земной жизни". 210(9)



1560. "Чувство Я. Это чувство не собственного Я, а восприятия Я в другом человеке; конечно, это восприятие, это чувство. Сознание Я, собственного Я, — это совсем другое".169(3)



1561. "Восприятие чувства становится душевным переживанием, когда из области чувств берется в сферу Я".45 с.41



Я-сознание

1562. Я присутствует при всех душевных переживаниях. Душевные переживания есть, в то же время, и я-переживания. "Но несмотря на то, что множество представлений возбуждается внешним миром, один внешний мир никогда не может возбудить представление Я. ... я-ощущение, я-представление всегда выступает со­вместно с чувственным представлением, приходящим из внешнего мира, но само оттуда не приходит. Оно вос­ходит из моря душевной жизни и присоединяется как бы в виде представления к другим представлениям".115 (5)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru