RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

Х. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

3. Мышление

Как следует мыслить?

Как следует мыслить?

1625. "Что является просто содержанием Духовной науки — не есть, собственно, существенное, важное. Дело заключается в том образе, каким человек должен мыслить, чтобы признать Духовную науку". Есть два рода мышления. Один все расчленяет, дробит. Он задает тон в естествознании. Другой род мышления тяготеет к выработке ясно выраженных образов, насыщенных в своих контурах красками. Это мышление ведет в сверхчувственный мир. При первом роде мышления человек мыслит с ариманическими духами, и они проникают в его душу. Второй род мышления представлен в моих книгах, лекциях, в колоннах, капителях, в формах Гетеанума. Это метаморфизированное, гетевское мышление. С этим мышлением вы никогда не поте­ряете себя в различных духовных существах, которые хотят обрести на вас влияние. "Импульс Христа нахо­дится на прямой линии, формообразующей мышление". Расчленяющим мышлением не понять Евангелий. Пример тому — современная протестантская теология.187 (8)



1626. "Ничем не опекаем мы наше мышление лучше, как преданностью и пониманием, не столько логическими упражнениями, сколько тем, что наблюдаем то или иное, привлекаем процессы в природе к тому, чтобы проникнуть в скрытые тайны. Через преданность, отдачу себя вопросам природы и человечества, через опыт понимания человека во всей сложности, через усиление внимания мы делаем наше мышление острым, проница­тельным. Преданность же при этом означает попытку разгадывать тайны мыслью, представлением".
     "Всякое своеволие, всякий эгоизм (честолюбие, тщеславие) действуют разрушающе на мышление... Преданность, готовность к жертве по отношению к незначительнейшим предметам и происшествиям благоприятно влияет на мышление и настроение (чувство)".130(8)



1626a. "Изумление, почтение, полное мудрости созвучие с явлениями мира, преданность мировому сверше­нию — таковы ступени, которые мы должны пройти и которые должны всегда идти параллельно мышлению и не покидать его. Иначе мышление будет только правильным, но не истинным".134 (1)



1627. "Мысли не должны быть бледными, не следует делать вывод, будто нет нужды в мыслях, чтобы жить как человек. Мысли не должны быть настолько слабыми, что они остаются лишь сидеть сверху, в голо­ве. Они должны быть настолько сильными, чтобы струиться сквозь сердце, сквозь всего человека до его ног; ибо поистине лучше, если вместо просто красных и белых кровяных телец в нашей крови будут пульси­ровать также мысли. Особенно ценно, если мысли имеют сердце". 217 (1)



1628. "Человек, когда он действительно постигает в себе мышление — не мышление Гегеля — как сво­бодное мышление (что я пытался выразить в популярной форме в моем маленьком труде "Теория познания мировоззрения Гете"), действительно находится в связи с тем, что можно назвать проникновением космических импульсов во внутреннее существо человека".185 (6)



1629. "То обстоятельство, что большинство людей не имеет мыслей, объективно не принимается во внимание достаточно серьезно... по той причине, что для этого требуются именно мысли. ... Вместо мыс­лей люди довольствуются ... тем, что им скажут какое-нибудь слово, которое является знакомым для них звуком, напоминающим им то или иное. И тогда они принимают ощущение, которое испытывают при этом сло­ве, за объяснение и полагают, что у них есть мысли". 151 (1)



1630. Чтобы воспитать практическое здоровое мышление, необходимо троякое:
     1. интерес к смыслу и значению фактов и предметов, интерес к окружающему миру;
     2. радость и любовь в отношении того, что мы делаем;
     3. удовлетворенность в размышлении.

     Ко 2-му пункту: чтобы это иметь, не следует стремиться к успеху. И третье: находить удовлетворение в самом мышлении. Человек с практическим мышлением даже вещи берет иначе; он меньше, чем другие, бьет горшков и тарелок. Для выработки мышления полезно в течение дня хотя бы короткое время ничего не думать (пустое созна­ние). Орган мышления тогда собирает силу. Благодаря такому упражнению возникает находчивость, т.к. че­ловек тогда берет на себя управление выработкой мышления. Прекращая мыслить, человек позволяет высшему мыслить в себе. И это проявит себя.57 с.250, 252, 255, 256



1631. "Нормальный человек после 50 лет теряет, по сути, действительные силы мысли, которые мы приносим с собой из предыдущей жизни, и сохраняет направляющие силы воли, которые затем вносятся в жизнь за вратами смерти". Мыслят же люди после 50 лет автоматически, мыслями прежних лет, которые отпечатлелись в теле. и тело тогда также движется автоматически.205 (15.VII)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru