RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

Х. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

7. Знание, познание

Пути познания

1743a. "Через множества знания человек не обретает мудрость. Знание живет в головах... мудрость живет в сердце, которое слушает себя, т.е. не те мысли, которые человек составляет себе о внешнем мире, а мысли, всплывающие в тишине из духовного мира. Благодаря многим знаниям человек вырабатывает хитрость, изворотливость".266-1,с. 390
     Эзотерическое знание образует в нашем астр. теле определенные органы; в нем ткутся некие нити. Астр. тело имеет яйцевидную форму, а поскольку в нем действует Я, оно сияет. По мере образования в нас новых нитей, новых познаний, астр. тело становится "телом познания". Оно делается "... все плотнее, все крепче и, наконец, становится Самодухом. Только благодаря тому, что мы его образуем, становится возможным на Земле планетарное развитие. На Юпитере это тело познания станет плотным, как наше астр. тело, на Венере — как наше эф. тело, наконец, на Вулкане оно станет физическим, как, примерно, наша кровь".266-2, с.175



О смысле познания

1744. "Существует долг познания... Приобретать познание для оздоровления и благословения челове­чества — этому принадлежит вечность".96 (3)



1745. "В нашем познавательном в нас развивается реальное семя будущего".170 (3)



1746. "Воспринять истину означает не только воспринять в себя нечто для познания; истины, как таковые, содержат в себе жизненную силу".155 (9)



1747. "Познание мира есть самопознание".108(2)



1748. "Чем в большей мере человек в состоянии отказаться от себя и искать понимания общемирового, всеобщечеловеческого, тем больше находит он в познании целительное средство".174 (19)



1749. "Познавать внешние существа —значит жертвовать своим сознанием, как мы жертвуем им во сне, но жертвовать с помощью высших, пробужденных в нем сил, жертвовать так, чтобы сознание проснулось и озари­ло человека как сознание высшего существа".145 (10)



1750. "Познание ближайшего окружения есть первый шаг в самопознании, познание семьи, расы — второй". У того, кто в своих чувственных и волевых импульсах попытался освободиться от всего, во что он постав­лен в народе, расе, семье и т.д., у такого человека аура становится широкой, подвижной, в ней видны виб­рации, тогда как ранее она была мертвой, неподвижной.108 (2)



1751. "Когда мы имеем мертвые мысли, природа становится могилой. Но если с этими мертвыми мыслями мы подходим к минералам, к животным, к миру звезд, к миру облаков, гор, ручьев и нас при этом сопрово­ждает Христос в смысле: "не я, но Христос во мне", тогда в современном посвящении, погружаясь в кристалл кварца, мысль из природы, из кристалла кварца восстает как живая. Как из минеральной могилы,вос­стает живая мысль. Минеральный мир дает восстать в нас духу. И если Христос ведет нас через раститель­ную природу, то повсюду, где раньше жили только мертвые мысли, восстают мысли живые". Мы бы в конце концов, почувствовали себя больными, погружаясь в мир, только с мертвыми мыслями, а болезнь привела бы к смерти. Но со Христом мы созерцаем природу живой, "...и восстает, как из могилы, из всех существ живое: целящий нас, пробуждающий нас от смерти Дух, Святой Дух. И, сопровождаемые Христом, мы чувствуем, как живой, целящий Дух говорит к нам из всех существ мира".214 (10)



Пути познания

1753. "В школах браминов говорили о 4-х средствах, с помощью которых человек на своем жизненном пу­ти приобретает знание. ... Первое — это нечто такое, что парит в середине между традицией и воспомина­нием, что связано с санскритским корнем s-mr-ti, и что теперь человек имеет только в идеях. ... Люди в прошлом не делали различий между тем, что они вспоминали сами, и тем, что получали по наследству. ... Второе средство познания можно сегодня обозначить словом... "поставить-перед-глазами"; это было прежде тем, что мы теперь называем восприятием. Третье можно назвать схватывающим воедино мышлением. Итак: воспомина­ние с традициями, наблюдение и объединяющее мышление. И еще о четвертом средстве познания со всей отчетливостью учили в древнем браманизме: получать не­что из сообщений других людей".217 (7)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru