RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ

III. КУЛЬТУРА В ЭПОХУ ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ

4. Особенности новой, европейской, культуры и еe кризис

Естествознание

Факторы цивилизации

Задачи преодоления кризиса

220. "Не в сохранении старого содержится смысл нашего времени, а в поиске синтеза, который прекраснейшим образом выступает в Гeте-Шиллеро-Лессинговой классике". 176(16)



221. Председателем общества Гeте поставлен бывший министр финансов. "Никого другого, кроме бывшего министра финансов, не могли найти на роль управляющего гетевской спиритуальностью"! 182(4)



222. "Дюбуа Раймон сказал (см. его "Гeте и никакого конца"): был бы Фауст настоящим парнем, то он женился бы на Гретхен, а не соблазнял еe, изобрeл бы электрическую машину, стал бы известным профессором, а не занимался бы спиритическими безобразиями". 172(1)



223. "Среднеевропейский мир хотя и очень восприимчив к западным импульсам, но не переносит их. Так, мы видим, с одной стороны, Дарвина, который из принципов, действительных только для внечеловеческого, хотя и вывел в своей последней работе следствия для людей, но эти следствия ни в коем случае не имели того значения, которое они имели у Геккеля. Научный принцип у Дарвина остаeтся в некоторой степени во внечеловеческом. В средней же Европе, в геккелизме это происходит так, что делается попытка всю жизнь пронизать такими импульсами". 196(9)



224. "Англо-американизм в культурном отношении есть средство заглушения в новое время поисков духовного во внутреннем человека... в человеческой душе. Чем более человек в Европе будет ориентироваться по-восточному, тем больше будет заглушать себя в отношении спиритуального познания мира; чем больше он будет в Европе ориентирован англо-американски, тем больше будет заглушать в себе поиск истинного духа, истинного Я во внутреннем человека.
     "Со времeн духовного углубления через Лессинга, Гердера, Гeте, Шиллера, через всe, что я попытался описать в книге "О загадках человека" как забытый звук немецкой духовной жизни, через всe это средне-европейский дух призван увести человечество от двух средств отупления: от отупления ориентализмом и от отупления американизмом. ... Прочтите бессчeтные образы, которые вы можете найти в гердеровских "Идеях к философии истории человечества". И всe это забыто, всe отзвучало! ... Да, здесь мы имеем задачу". 182(4)



225. Некий Адамс Броокс написал книгу "Закон цивилизации и упадка". В ней он доказывает, что монотеизм потому победил политеизм, что был дешевле. По той же причине протестантизм сильнее католицизма; а сильнее протестантизма — атеизм, т.к. он дешевле любой религии. Предисловие к этой книге написал Теодор Рузвельт. 65 с.678



226. "Если Гегеля постигают как человека, который о мире мог говорить целиком с точки зрения духа, сам при этом оставаясь бездуховнейшим человеком, какой когда-либо рождался, тогда Гегеля постигают правильно. Наследие этой бездуховности таится в средне-европейском развитии. Поэтому на рубеже XIX—XX столетий мы пришли к абсолютной бездуховности". 192(11)



227. Греческая духовная жизнь исходила из двух посвятительных начал — из аполлонического и дионисийского. Это чувствовали в кругу Р.Вагнера. Исходя из этого круга, Ницше написал "Рождение трагедии из духа музыки". 113(6)



228. "Три-четыре столетия европейское человечество дрессируется одними абстракциями". 205(8.VII)



229. На пороге нового нисхождения культуры стоит Кант. Он поставил границы знанию, чтобы расчистить место вере, практической религии. 126(6)



230. "Материалисты 50-х годов вели неуклюжую войну на передовой. Затем пришли "возвращающиеся к Канту" с их границами познания, и прогрессивные мужи науки повалились на спину". "Поскольку наука труслива, жизнь — реакционна". 30 с.421



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru