RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ

III. КУЛЬТУРА В ЭПОХУ ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ

4. Особенности новой, европейской, культуры и еe кризис

Факторы цивилизации

Факторы цивилизации

266. "Разумеется, я охотно езжу в автомобиле, когда это необходимо, ибо нельзя же желать замедлить движение мира. Нужно лишь быть способным тому, что выступает с одной стороны, противопоставить нечто с другой... рядом с ездой в автомобиле и со всем, что связано с этим, должно выступить сердце, склонное к спиритуальному миру... В отношении вещей, выступающих в мире как механические служители человека, человечество сможет само себе помочь. Таким образом, можно сказать: в отношении всего, что выступает в автомобиле, в печатной машинке и т.д., человечество может само себе помочь.
     Но иначе обстоит дело... с граммофоном. В граммофоне человечество хочет в механическое втиснуть искусство. И если бы человечество обрело пылкое пристрастие к такой вещи, где тень спиритуального входит в мир, механизируется, если бы человечество развило энтузиазм к тому, выражением чего является граммофон, то здесь оно не смогло бы само себе помочь. Тогда ему должны будут помочь боги. Боги милостивы, и есть сегодня надежда, что в ходе человеческой цивилизации милостивые боги в отношении таких отправлений вкуса, какие выражаются в граммофоне, помогут людям в дальнейшем справиться с этим". 227(11)



267. "Когда мы вносим духовность в нашу культуру, мы можем даже то, в чeм рискованным образом пребывает ариманическое влияние: стенографию, машинопись, — поднять в духовное и так спасти Аримана".
     "Что ариманическая культура стенографирует или записывает на пишущих машинках, может остаться и не записанным. И без того обычно знают, что там содержится. Нет нужды это фиксировать. ... Но то, что выходит духовнонаучно, для этого нужна точная фиксация, поскольку это необходимо высказывать верным, точным образом, и тогда ариманическое может духовному сослужить существенную службу". 208(14)



268. "Эфирное, или жизненное, тело, особенно организация органов чувств, исключительно сильно повреждается восприятием кинопродукции. ... вся душевно-духовная конституция машинизируется". "Во время войны люди жадно вбирали агитационные фильмы. И я наблюдал не столько фильмы, сколько публику, и мог констатировать, что кино входит во всю программу материализации человечества, с помощью его материализм входит в привычки перцепции". 303 (приложение)



269. "Во время кино у человека глаза делаются, как у тюленя, только намного больше. Я имею в виду — эфирно. Здесь происходит материализующее воздействие не только на то, что человек имеет в сознании, но и в глубоком подсознании. Это не бранная речь против кинематографа. ... Кинематографическое искусство будет всe более и более совершенствоваться. Оно будет путем в материализм. И ему должен быть создан противовес. ...с жаждой действительности, что развивается в кинематографе, должно быть связано еще нечто. Как развивается эта жажда низойти ниже чувственных восприятий, так должно развиваться восхождение над чувственными восприятиями, т.е. в духовную действительность. Тогда кинематограф не вреден человеку". 175(4)



270. Внешняя жизнь людей делается всe здоровее, удобнее, а внутренняя — опустошeннее. Но души могут оставаться пустыми лишь до определeнного предела, а далее они как бы силой собственной эластичности стремятся в другую сторону и ищут духовного содержания. "Так что, существует связь между гигиеной и надеждами на будущее духовнонаучного мировоззрения". 120( 9)



271. "Гигиенические мероприятия нашей эпохи имеют прямую связь со строгим культом многократных омовений в древнем Египте". 120(8)



272. "Человек действует бессмысленно, когда действует так, как этого требует тело. Он действует со смыслом, когда его деятельность требуется окружением, а не просто его телом".
     "Когда мы хотим всe увеличивать занятия спортом, когда мы не просто совершаем бессмысленные движения, вырабатываем воспринимаемые телом движения, но вкладываем в них также абсурд, нелепицу, то это соответствует старанию не только сделать людей материально мыслящими, но стянуть их вниз до уровня скотски ощущающего человека. Чрезмерная спортивная деятельность — это практический дарвинизм. Теоретический дарвинизм означает утверждать: человек произошeл от животного. Практический дарвинизм — это спорт, он выдвигает этику: человека увести назад к животному". 293(13)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru