RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ

V. ДУХОВНЫЕ ПЕРВОПРИЧИНЫ НОВОГО КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

4. Действия люциферических и ариманических существ в социальной жизни.

Принципы действия Люцифера и Аримана

355. Коменский не мог погрузиться в то материалистически чувствующее духовное течение, в которое погрузился Бэкон, пройдя врата смерти. "Изжитое им при дворе Гаруна аль Рашида, в силу восточной мудрости, было обновлено благодаря тому, что в XVII в. он стал той индивидуальностью, которая со всей энергией отстаивала мысль: духовное проходит через всe развитие человечества, вчленяясь в него. Часто тривиально утверждают, что Коменский верил в "тысячелетнее царство". В действительности это означает, что Коменский верил в наступление такой эпохи в развитии человечества, когда оно воспримет духовное, из духовного мира вчленяющееся мировое развитие. Он указывал, что духовное пронизывает, ткет волнами сквозь всю природу; он написал "Пансофию" — всемудрость. Это глубоко духовная черта во всех действиях Коменского. При этом он стал обновителем сущности воспитания. Это известно: он стремился к наглядности, но к иной, чем материализм, наглядности, к насквозь духовной наглядности". 236(4)



356. "С лордом Бэконом произошло нечто такое, что можно обозначить как болезненное изгнание старой спиритуальности, которой он постоянно обладал как Гарун аль Рашид. И тогда мы видим, что от импульса этого лорда Бэкона исходит целый мир демонических существ. Мир тогда наполнился сверхчувственно и чувственно, естественно, невидимым образом, — чувственный мир тогда наполнился демоническими существами. На долю индивидуальности Александра выпадает главным образом борьба против этих демонических идолов Бекона Веруламского". 238(6)



357. "Мне было важно рассмотреть однажды индивидуальности, которые окружали Бэкона после его смерти. Его окружали индивидуальности, которые затем родились как естествоипытатели или как историки.
     Все эти души под впечатлением импульса лорда Бэкона сказали: больше нельзя писать историю так, как еe писали прежде, когда исходили из идеи, исследовали отношения, но исследовать нужно реальные факты.
     Теперь я спрошу вас: что это значит, использовать в истории реальные факты? Важнейшим в истории ведь являются намерения людей, которые не есть реальные факты. Но исследовать это те души считали более недопустимым, и менее всего считала это допустимым та душа, которая явилась в XIX в. как знаменитый историк Леопольд фон Ранке, доземной ученик лорда Бэкона... Исследуйте деятельность этого историка на Земле, каков его основной принцип? Принцип Ранке как историка состоит в следующем: кроме того, что можно прочесть в архивах, ничто не должно описываться в истории; всю историю следует воспроизводить из архивов, из переговоров дипломатов. Но тут можно обратиться и к Амосу Коменскому, к тому, как он воздействовал на доземную волю душ, позже нисшедших на Землю. И как Леопольд фон Ранке был наиболее значительным посмертным учеником Бэкона, так Шлоссер стал наиболее значительным посмертным учеником Амоса Коменского.
     Почитайте историю, написанную Шлоссером, весь еe основной тон таков, что повсюду говорит моралист, тот кто хочет захватить человеческую душу, человеческое сердце, кто хочет говорить к сердцам. Временами ему это удаeтся с трудом, поскольку он педантичен. Он говорит к сердцам педантичным образом, но он говорит к сердцам, ибо является доземным учеником Амоса Коменского, ибо он воспринял от него нечто такое, что коренилось в Амосе Коменском, обладавшем столь особенным духовным обликом. ... Повсюду он (Коменский) требует: для образования наглядности, в основе всего должна лежать образность. Наглядности требует он, подчeркивается чувственное, но иным образом. Ибо Амос Коменский является одним из тех, кто во время Тридцатилетней войны самым живым образом утверждал, что наступает т.наз. "тысячелетнее царство"; в своей "Пансофии" он высказывал большие, охватившие мир идеи, и он претендовал на то, чтобы динамично воздействовать на воспитание людей. Всe это действовало также и в Шлоссере, внутри Шлоссера". 236 (3)



358. "Множество индивидуальностей из арабизма глубоко коренилось, жило в европейской цивилизации, поскольку они просто родились среди европейцев ... Одной из таких индивидуальностей был, например, Бэкон Веруламский, другой — Чарльз Дарвин". 235(11)



4. Действия люциферических и ариманических существ в социальной жизни.

Принципы действия Люцифера и Аримана

358а. Свободой человек обязан Люциферу. "Пониманием Мистерии Люцифера обладали ученики первых христианских Мистерий; в начале христианской эпохи было записано, что они знали. Эта книга была тщательно запрятана католической церковью. ...Книга находится в Ватикане; ее копию имел граф Сен-Жермен". Д. 71/72, с. 21



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru