RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ

VII. СОЦИОЛОГИЯ (Продолжение). СОЦИАЛИЗМ И СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕХЧЛЕННОСТЬ

1. Социальная структура.

2. Природа социализма и еe искажения

3. Пролетариат и классовое сознание

4. Политэкономия

5. Учение о социальной трeхчленности.

VII. СОЦИОЛОГИЯ (Продолжение). СОЦИАЛИЗМ И СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕХЧЛЕННОСТЬ

1. Социальная структура.

Сословия, классы, касты

621. "Люди на Земле неодинаковы, они дифференцированы на группы, и в их дифференциации, опять-таки, живeт импульс сил, или, если можно так выразиться, двигатель прогресса". 186(7)



622. "Индусы различали 4 касты; 4 состояния различали древние греки. Один за другим они возникали в ходе 2-ой, 3-ей и 4-ой послеатлантических эпох; в 5-ой послеатлантической эпохе должно сложится четвeртое состояние — совместная жизнь, всеобщечеловеческое. Не все могут стать духовенством, но духовенство может стремиться к власти, к господству. Мы видим это в 3-ей послеатлантической эпохе, мы видим это вновь оживающим в иерархо-теократической романской силе. Вторая каста, королевская, как элемент второй послеатлантической культуры, оживает в политико-дипломатическом ... во Франции. ... Во Франции в действительности правит король, который лишь случайно является адвокатом, ведшим когда-то румынский процесс. Суть в деле, а не в названии. ...
     Третье состояние (каста) известно как элемент индустриальный, коммерческий в Египте и Греции. Оно вновь оживает в британском королевстве и хочет господствовать над 4-ым элементом, всеобщечеловеческим. (В этом 3-м элементе построен марксизм с его тремя учениями: истмат, прибавочная стоимость и классовая борьба.) ... Всеобщечеловеческое, представленное 4-ой кастой, или состоянием, не может стремиться к господству ... должно быть лишь построено отношение человека к человеку, и никакие теории не нужны". 174(20)



623. Платон говорит о трeхчленном человеке в связи с общественной структурой. Во-первых, о том, что в человеке развивается как мудрость, познание, логическая часть души — всe то, что мы соединяем с головной организацией. Во-вторых, деятельная, гневно-мужественная часть души — всe то, что связано с ритмической жизнью. В-третьих, источник вожделений; Платон связывает это с обменом веществ, а спиритуально — с интуицией. На физическом плане человек не в равной мере развивает эти части своего существа, на чем и покоится образование классов, как оно имело место в ходе развития Европы и еe американского придатка. Класс, или старое сословие дворянства в основном имеет дело с ритмической жизнью. На этой основе там строят воспитание, совместную жизнь, социальные воззрения. Когда в общественной структуре "человек главным образом чувствует себя как грудной человек, то вы имеете дело с группой дворян, с образованием дворянского класса. А если вы подумаете о том человеке, который образует силы головы. ... систему нервов и чувств ... то вы имеете группу, постепенно образовавшую буржуазию. Наконец, те, кто ... свой источник имеет в воле, в обмене веществ, — это пролетариат". 185-а(5)



624. "Из эллинизма в нашей социальной структуре выступает членение человечества на сословие производителей, военное сословие и сословие учителей, членение, которое хочет быть преодоленным в силу законов мирового развития".
     "Человек как таковой стоит внутри социальной структуры и представляет собой соединительный член между элементами расчленeнных отношений. И тогда имеется не особое экономическое сословие, не особое сословие производителей, а структура экономических отношений. Тогда также нет сословия учителей, но отношения становятся такими, что духовное производство делается свободным в себе..." 186(1)



625. "Для грека было естественно весь социальный организм строить сообразно своей духовной направленности, ибо для него одно с другим было связано через кровь. Тогда были люди, составлявшие широкие массы, и люди высшего мира, обладавшие благодаря крови высшей духовной жизнью". "В нашем времени гречество волнуется люциферически". 193(7)



626. "Во времена, когда в Европе уже развернулась греко-латинская культура, в Индии ни один человек из касты кшатриев не отважился бы иметь собственное мнение о том, что содержалось в священных книгах, в Ведах. ... Если бы к той мудрости, которой обладали в касте браминов, захотели прийти все люди, то к ней не пришeл бы никто. Не следует говорить: это противоречит божественному мировому порядку... Каким бы ни было могущественным Божество, оно не может сотворить четырeхугольный треугольник... развитие должно проходить через дифференциацию, отдельные группы людей должны быть отделены, чтобы могли возникнуть особые свойства человеческого развития". 155(4)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru