RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ

VII. СОЦИОЛОГИЯ (Продолжение). СОЦИАЛИЗМ И СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕХЧЛЕННОСТЬ

5. Учение о социальной трeхчленности.

Страж Порога и трeхчленность

Трeхчленный человек и социальная трeхчленность

Трeхчленные взаимосвязи

Общий характер социальной трeхчленности

А. Хозяйственная жизнь

Б. Духовная жизнь

В. Правовая жизнь

Хозяйство и духовная жизнь

Хозяйство и право

Значение и перспективы развития социальной трeхчленности

Производство и потребление

732. "Сегодня думают целиком в смысле производства. Этот смысл должен быть изменен! Вопрос должен быть уведeн от производства и направлен на потребление. ... Логически товар следует из работы. Но действительность есть нечто иное, чем логика". 186(9)



733. "Народнохозяйственная ценность есть род напряжения (наподобие напряжения электрического)... На одной стороне мы имеем товар с его качествами и с его отношением к тому месту где он мог быть произведeн; так что с одной стороны стоит товар на определeнном месте и в определeнное время. На другой стороне стоит человеческая потребность или интерес; при этом не важно, искусственный он или естественный. Это состояние напряжения — и ничто другое — даeт истинную народнохозяйственную ценность. Понятия работы здесь нет. Оно ассоциируется с процессами циркуляции товаров в социальном организме... Труд, который г-н Ленбах должен был затратить, чтобы своим талантом создать картину в определeнное время, и та работа, которую он этой картиной скопил, определяют только ценность частного владения г-на Ленбаха ... а не народнохозяйственную ценность". Потребность же ведeт в духовный мир человека. 188(9)



734. Тезис: "добро — это счастье наибольшего числа людей на Земле" — поистине дьявольский тезис. Счастье большинства за счeт страданий меньшинства. "Совершенно в смысле правильных сил: проблему потребностей сделать проблемой морально-доброго. Ибо морально-доброе в широчайшем объeме развивается из проблемы потребностей, т.е. происходит одухотворение потребностей. Это правильная задача 5-й послеатлантической эпохи. Это должно развиться в мощные имагинации, начало которым положено в "Фаусте". Но через ариманическое влияние проблема потребностей сведена к проблеме счастья". 171(5)



735. "Социализм, производство смотрит только на рабочего — Маркс, Лассаль, — т.к. он производитель. На Востоке на передний план выставляется потребление: Кропоткин, Бакунин, Герцен". 93-а(30)



736. "Простоватые дарвинисты утверждают, что человеческая мораль есть только развитие тех социальных потребностей, которые имеются и у животных. Но социальные потребности у животных врождeнные, и поскольку они являются социальными потребностями животных, то у человека-то они как раз становятся антисоциальными, и человек лишь тогда пробудится к социальной жизни, когда перерастет в себе то, что как животность развивает в нeм антисоциальное. ... Что в животном является социальным, у человека — антисоциально. Но человек врастает в дух, и в духе он может вновь завоевать социальное. Человек завоeвывает социальное на более высокой ступени, чем та, на которой он стоит в эпоху души сознательной и где он вырастает из животности; через хаос это просвечивается в промежуточном состоянии, в котором теперь пребывает человек". 186(5)



737. "Если человек не рассматривает свою жизнь с точки зрения духовно-научного познания, то он бывает вынужден проспать самое существенное в этой жизни". Социальные потребности пронизывают вас во время сна. 186(7)



738. "Приход к личному сопровождается впадением в эгоизм. Это делает из нас людей, стремящихся к обладанию. Поэтому Меркурий — бог купцов". 97(2)



738а. "Производство становится коллективистким — оно (тогда) должно вобрать в себя индивидуалистический элемент. Свободная духовная жизнь.
     Потребление остается индивидуалистическим — оно должно вобрать в себя коллективистский элемент. Ассоциации в хозяйственной жизни". Д.21, с.15



5. Учение о социальной трeхчленности.

739. "Постепенно мы нашу хозяйственную жизнь скрестили с греческой духовной жизнью и римской правовой жизнью; и теперь встаeт задача всe это разъединить". 193(7)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru