Россия и государство

RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ

VIII. XX-й ВЕК — КРИЗИС ЦИВИЛИЗАЦИИ

2. Революция в России

Россия и государство

Россия и государство

878. В современном мире приходит к полному краху принцип единого государства. "Приведу в качестве примера Восточную Европу, Россию, но не только потому, что по причине еe теперешней трагичной судьбы Россия приобрела особое значение при рассмотрении дел человеческих, но также и потому, что, согласно мнению ведущих английских политиков, она является страной, в которой наиболее наглядно в жизни всего народа можно, я бы сказал, увидеть отражение эксперимента, который показывает, что за потребности и что за невероятности господствуют в жизни современных народов. Итак, позвольте мне отметить кое-что в этой русской народной сущности.
     В шестидесятых годах перед нами там выступает в среде пресловутого русского абсолютизма учреждение — земство". Оно представляло собой некий совет землевладельцев, непосредственно занятых в сельскохозяйственном труде. Земство работало в тесной связи с "миром" — организацией отдельной деревенской общины, которая принадлежит к древним демократическим обычаям русских крестьян, принуждeнных вести хозяйственную жизнь в рамках села. Кроме того, люди самых разных профессий в России до мировой катастрофы вступали в ассоциации по профессии, а те, в свою очередь, объединялись в более всеобъемлющие ассоциации. Так что приезжавший в Россию повсюду наталкивался не столько на отдельных людей, сколько на эти ассоциации, но не корпорации. Всe это развивалось помимо государственной жизни абсолютизма. Мир, земство включали в себя, кроме земледелия, и другие учреждения, например школы и находились в связи с людьми, стоящими в индустриальной жизни, но главным в них было то, что они вели хозяйственную жизнь на земледельческой основе. "И можно сказать: в этой России выступает примечательное, возникает органическая система, основанная по сути на ассоциации. Далее оказывается, что русское государство было не способно найти с этим связь, с тем, что здесь приходит к своему становлению. Таким образом, когда необходимость раннекапиталистического развития, каким оно выступило в России, повела к хозяйственной организации, то из внутренней необходимости она встала рядом с политическим институтом".
     И ещe одна особенность выступает в России на рубеже XIX-XX вв. Абсолютизм учреждает свои школы, которые суть не что иное, как отражение потребностей абсолютистской государственной жизни. "Но интенсивная духовная жизнь в России, более интенсивная, чем представляют себе в Западной Европе, развивается ... в оппозиции, даже революционной оппозиции к сути русского государства. И видно, что это жестко организованное государство разрывается на три члена..." Но пришла мировая война, а из неe развилось пустое господство Милюкова, а потом, при Керенском, абсолютизм превратился в демократическое государство, но с верой во всесилие единого государства. Социал-демократическая структура оказалась невозможной для России, поскольку там выступает тенденция к разделению трeх областей жизни: государственной, духовной и хозяйственной. "Далеко смотрящие английские политики по праву рассматривают Россию как то поле, на котором как бы в мировом эксперименте указывается ход развития человечества". 334(6)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru