RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ

VIII. XX-й ВЕК — КРИЗИС ЦИВИЛИЗАЦИИ

3. Природа кризиса и пути его преодоления.

Люциферическое и ариманическое

Задачи сознания

977. "Спасение может прийти в том случае, если достаточно большое число людей будет захвачено волей к преобразованию образа мышления. Кто в страхе отшатывается от этого, тот не может приниматься во внимание в связи с тем, что необходимо в настоящее время для развития человечества". 24 с.167-168



978. "Хотя это звучит и парадоксально, но можно сказать: чем страдательнее современность, тем большие плоды она даст в будущем... но она должна найти людей, которые могли бы мыслить большими мыслями". 180(4)



979. "Всe полное света, а также и мрака в нашу эпоху должно служить разъяснением человеку его самого и его связи с миром. Сознательно стоять в мире и благодаря этому ... быть свободной человеческой индивидуальностью с волей, опирающейся на самовоспитание. ... — Такова задача человечества в эту эпоху". 184(14)



980. "Вопрос совсем не в том, восприимчивы ли ныне люди или нет, но: делаем ли мы сами всe возможное для того, чтобы — когда представляется случай — довести до их сознания соответствующие истины". 185(5)



981. "Я не требую, чтобы отдельный человек делал то или другое, потому что я очень хорошо знаю, как мало можно сделать в настоящее время. Но ... необходимо взять на себя труд видеть вещи сообразно действительности". "Что в последние годы больше всего погрузилось в зло — это само суждение, которое так сильно помутилось во всeм мире, преклоняясь перед авторитетом. ... К суждению не приходишь, когда встаeшь на дыбы... и во чтобы то ни стало судишь и судишь". 185(9)



982. "Прежним образом, когда позволяли совершаться всему, что хотело совершиться, теперь поступать нельзя; необходимо со здоровым суждением стремиться проникнуть в суть происходящего". 186(2)



983. "И можно сказать, что мы фактически уже вышли постепенно из сферы истины, из сферы подлинного правосознания, присущего самой природе человека, из сферы всего того, что составляет ценность человека для его сограждан в самой практике жизни. От слова истины мы ушли во фразу, от живого правосознания — в догматическую условность, от живой практической деятельности — в простую рутину. И от этой тройной неправды — от фразы, догмата и рутины — мы не избавимся до тех пор, пока не разовьем в себе волю всегда проникать в суть вещей, рассматривать, как они, собственно, формируются в своей подлинной сущности". 340(14)



984. "Если интеллектуалистическая культура останется такой, какой она сформировалась к настоящему времени, то о достижении человечеством земной цели нечего и говорить". 220(10)



Люциферическое и ариманическое

985. "Мысли, схваченные отдельным человеком, всегда пронизаны, в большей части захвачены и пронизаны люциферическим элементом". Но это не значит, что следует отказаться от единичного мышления. "Следует не отказываться от единичного мышления, но принять во внимание, что слово принадлежит общности людей, и нужно следить за словом в ходе столетий. Чем больше это делают, тем больше дают Люциферу правильно влиять на слова. Не следует подпадать авторитету слова, но оберегать слово, которое мудрость Земли несeт от одной культурной эпохи к другой. ... С другой стороны, не следует подпадать авторитарному принципу печатного слова, ибо тогда подпадают власти Аримана, независимо от того, содержит ли этот текст вещи святые или профанические. Необходимо сознавать, что для внешней материальной культуры человек должен был однажды получить печатное слово, и оно есть то, благодаря чему Ариман — и в этом его задача — хочет спасти мышление из потока уничтожения. ... И здесь мы получаем хорошую возможность сохранить мышление на физическом плане. С полным сознанием противостать тому, что в печатной книге является ариманическим элементом, не отдаваться печатному тексту, чтобы он приобрeл власть над человеком, короче говоря, удерживать слово в среднем состоянии, когда слева и справа — в мышлении и печатном тексте — действуют две полярных противоположности: Люцифер и Ариман. Так должен держаться человек, если хочет стоять на верном основании". 147(5)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru