RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ

VIII. XX-й ВЕК — КРИЗИС ЦИВИЛИЗАЦИИ

4. Социальное будущее

Приход радикального зла

Приход радикального зла

1056. "Важным в современных событиях является не то, что произошло в 1914 г., но то, что из этого произойдeт". 177(9)



1057. "Национализм ... принадлежит к программам ближайшего будущего... В мире будет столько национализма, сколько в нeм неистинного. Неистинное во многих отношениях правит миром". 185-а(3)



1058. "С настоящего времени радикальное зло выступает в среде человечества". 196(18)



1059. "Ку-клус-клан является новым изобретением такого рода, что его нужно брать серьeзнее, чем это делают. Он создан теми силами, что стояли за Вудро Вильсоном, который сам был лишь соломенной фигурой. Они хотели иметь повсюду национальные штаты, повсюду хотели возбуждать национализм. Работают они со знаками, обладающими нехорошей гипнотической силой. Принцип национализма ку-клус-клан хочет распространить по всему миру. Но если он распространится в другой стране, то те люди не скажут, что это американское изобретение, а что это — национальное учреждение данной страны". 353(16)



1060. "...ибо в 1918 г. мы ещe не испытывали той вражды. Мы имели, разумеется, отдельных врагов. Но о них не думали, и не было нужды думать о них. С 1918г. враги буйно разрослись. Это привело к тому состоянию, под влиянием которого, я, например, не могу читать открытых лекций на территории Германии. (Подч. нами. — Сост.) Этого не следует скрывать в антропософском движении. На это следует смотреть с наибольшей ясностью, ибо нельзя идти вперeд, не имея ясности". 236(3)



1061. Пресса Антанты печатает высказывания Ницше, "но у Ницше всe это имеет совсем другое значение, противоположное тому, что об этом сегодня говорит пресса Антанты". 174(14)



1062. "Будущие историки обозначат эти дни (лекция от 22 апреля 1921 г.) как важнейшие в европейской истории* , ибо сегодня стало известно, как Средняя Европа отказалась от собственной европейской воли". И именно в сегодняшние дни есть веские основания особым образом обратиться к рассмотрению одной европейской индивидуальности, о которой уже говорилось не раз — Фридриха Ницше.
     Далее в лекции рассказывается, из какой тривиально-самодовольной, филистерской, высокомерно-сентиментальной среды вырос Ницше, как в гимназии он впитал в себя величественные устремления греческого духа, впитал через филологически формальную, тривиальную науку. И в нeм развилась глубочайшая антипатия к тому духу, которого он считал исходным духом интеллектуализма нового времени: он был захвачен антипатией к Сократу и ко всем сократовским устремлениям. (Конечно, от учителей гимназии он узнал лишь видимый призрак Сократа). И Ницше устремился к дионисийскому искусству. (Рождение трагедии из духа музыки). Далее идeт детальный анализ духовного пути Ницше, как он отразился в его произведениях. Его "Антихрист" явился честным выражением того, что вырастает в действительности из современных вероисповеданческих представлений. 204(7)

___________________________________________
* Речь идeт о просьбе немецкого правительства к президенту США "взять на себя роль посредника в во­просах репарации и установить те суммы, которые Германия должна выплатить союзным силам ... вместе с тем, нижайшая просьба убедить союзников согласиться на это посредничество". При этом нижеподписав­шиеся торжественно заявляют, что немецкое правительство выплатит любые суммы, какие назначит прези­дент США.



1063. "Известна митра епископа из VIII столетия. ... на ней есть знаки, и все эти знаки — свастики; свастика в различном порядке на митре епископа. ... Свастика ведeт нас назад в глубочайшую древность Мистерий, во времена, когда можно было наблюдать, как в человеческом эф. и ас.телах действовали цветы лотоса. ... Епископ носил это как знак своей силы. Но это стало мeртвым знаком, происхождение его стeрлось".
     "Я думаю, что в ходе времени много было сказано, достаточно много, чтобы понять, что в наше время особенно необходимо иметь уши для таких вещей, чтобы слышать, и глаза, чтобы видеть. ... Как больно сердцу видеть, как один ум, страдающий худшей болезнью в хаосе и смятении второй половины XIX в., почувствовал, что живeт в хаосе и темноте времени. Такой ум как Фридриха Ницше не понимают, когда с энтузиазмом подхватывают одну из его сторон". Ницше сам сказал (переоценка ценностей): "То, что я рассказываю, — это история последующих двух столетий. Я описываю то, что придeт и уже не может быть по-другому: восхождение нигилизма ... Вся наша европейская культура ... направлена к катастрофе. ... неспокойная, насильственная, слишком торопящаяся, подобная потоку, который хочет конца, который не может опомниться, который боится опомниться". 175(16)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru