RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ

X. ВОСТОК - СРЕДНЯЯ ЕВРОПА - ЗАПАД

1. Восток — Запад.

Будущее

Будущее

1245. Дж. Милль и Герцен в свое время заметили, что Европа интенсивно "китаизируется", населяется китайцами. Это верное наблюдение. "Здесь рождаются души, которые в силу предшествовавших условий имели тягу к китайским телам в XIX в. и начале XX в. И хотя китайский народ возрос числом, превосходящим все прошлое, все же он не мог дать воплощения всем китайским душам; в Европе население также умножилось в последнее время, и многие души низошли сюда, хотя были предопределены к воплощению в китайских телах".
     Англичане насильственно развили в Китае потребление опиума (опиумная война и пр.). "Благодаря этому китайские тела были настолько испорчены опиумом, что породили поколение, возникшее под влиянием сил опиума, и китайцы были осуждены на то, чтобы частью воспринять в себя незрелые, очень подчиненные души, о качествах которых я и говорить не хочу. А те души, которым предназначались китайские тела, не смогли в них войти из-за опиума. Они были отведены в Европу и обусловили то явление, замеченное тонкими наблюдателями". Опиумная война имеет духовную подоснову. И если, с одной стороны, эта война принесла миллионные богатства, то с другой — "определенные души, которые должны были прийти из духовного мира для укрепления европейских сил культуры, не смогли этого сделать, им помешали теперь воплотиться. Европейские тела были использованы китайскими душами. ... большое число европейцев было не способно обрести созвучие души с телом ... а потому не смогло телесность использовать соответствующим образом как инструмент. Отсюда происходит и эта возможность хозяйничать с заблуждениями, с непониманием". 173(13)



1246. "О таком явлении, как опиумная война, нельзя говорить с точки зрения войны, как это происходит в отношениях между отдельными людьми. Ибо понятия войны, свободы и т. п., как их применяют к отдельному человеку, не применимы к душам, живущим на ином плане, а Души народов именно живут не на физическом плане; они действуют здесь через индивидуальные души". 174(16)



1247. "Азиатский китаизм для нас тем опаснее, чем дольше мы будем носить на себе косу европейского китаизма". 192(15)



1248. "Что полуголодная Индия вопиет против всех новообразований в человеческих отношениях — это для современности означает колоссально много. Ибо, если бы полуголодная Индия смогла подняться, то благодаря завещанию, духовному завещанию прадревних времен, она бы стала куда более элементарным врагом всего Запада, для англо-американского мира, чем ею была Средняя Европа с ее материалистическим настроением.
     В этой великой духовной борьбе, для которой все социальные и т. п. устремления современности есть лишь предлог, лишь некоего рода пропедевтика, в этой духовной борьбе возрастает наше юное поколение, и оно должно бы было быть вооружено силами, которые современному человечеству, также и в педагогической части, даже и не снятся". 192(9)



1249. "Можно сказать, и я прошу принять это как можно серьезнее: если духовнонаучный импульс не пронижет мир, то Восток постепенно станет совершенно неспособен развивать собственное хозяйство, развивать хозяйственное мышление. В этом случае Восток смог бы производить лишь то, что связано с непосредственной обработкой почвы, с непосредственной переработкой природных продуктов с помощью инструментов, которые ему давал бы Запад. А все то, с чем хозяйствуют исходя из человеческого разума, — это развивалось бы тогда на Западе. С этой точки зрения произошедшая мировая военная катастрофа есть не что иное, как начало тенденции, я воспользуюсь излюбленным выражением, Восток хозяйственно пронизать Западом, т. е. Восток сделать такой областью, где бы люди работали, а Запад — где бы распоряжались тем, что Восток будет вырабатывать из природы. — Что касается границы между Востоком и Западом, то она пока точно не установлена, здесь имеются разные варианты.
     И пойди нынешняя тенденция дальше, и не будь она пронизана духом, то, несомненно, — это говорится лишь гипотетически — все могло бы сложиться так, что весь Восток стал бы объектом хозяйственной эксплуатации Запада. И такой ход развития рассматривался бы земным человечеством как нечто данное; это рассматривалось бы как нечто совершенно справедливое и само собой разумеющееся. И нет иного пути избежать того, чтобы половина человечества была превращена в илотов, используемых для нужд другой половины, как только пронизание этой тенденции всеобщей, с трудом вырабатываемой духовностью". Но вникать в подобные истины мы сегодня не склонны. Задаются для самооправдания вопросом: а что изменится, если я переживу это пронизание Востока хозяйственной жизнью с Запада? 191(14)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru