RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ

X. ВОСТОК - СРЕДНЯЯ ЕВРОПА - ЗАПАД

2. Духовные особенности Востока, Середины и Запада.

Проблема индивидуального

1254. "Для старых привычек мышления может показаться единственно практичным ответить на вопрос: как сделать Китай такой хозяйственной областью, которая свои достижения предложит западным силам; но действительно практичным вопросом в будущем станет: как быть понятым душами, живущими в Азии? Мировое хозяйство может стать лишь внешним телом для души, которая ему должна быть найдена".
     "Япония в определенном отношении является форпостом азиатской жизни. Большей частью она восприняла в эту жизнь европейские формы. Благодаря этому с ней можно заключать союзы, договоры, как это привыкли делать на Западе. Но в отношении конституции народной души все остается связанным со всеобщей азиатской жизнью.
     Азия владеет наследием древней духовной жизни. Это важно для нее в первую очередь. Эта духовная жизнь вспыхнет мощным пламенем, если Западом будут созданы отношения, которые помогут ее удовлетворить. На Западе же полагают, что эти отношения могут быть организованы лишь на хозяйственной основе. Так создается исходная точка для еще более ужасной катастрофы, чем прошедшая европейская (мировая) война. Дела, открыто охватывающие ныне весь мир, не следует вести, не допуская в них духовные импульсы. Народы Азии с полным пониманием станут относиться к Западу, если он сможет принести им идеи, носящие всеобщечеловеческий характер, говорящие о том, что представляет собой человек в мировых взаимосвязях и как должна быть устроена социальная жизнь сообразно этим мировым взаимосвязям". В противном случае Восток будет вести войну против Запада, несмотря на то, что в Вашингтоне рассуждают о том, как было бы хорошо разоружиться. "Порядок в великих мировых вопросах ныне зависит от того, окажутся ли люди в состоянии духовную жизнь в правильном смысле внести в хозяйственную жизнь". Это не удастся сделать, пока в социальном организме духовная жизнь не поставлена на свободную основу. 36 с.21, 38-39



2. Духовные особенности Востока, Середины и Запада.

1255. Всякий человек, родись он хоть в Азии, должен нести в себе чисто человеческое всех трех частей: Востока, Середины и Запада. 197(9)



Социальные отношения

1256. "По мере перемещения культуры на запад, ее одолевает застывающее в себе, старческое, идущее к смерти начало. Это всегда было известно тайным школам. ... Люди, которые переходят в более западные области, все вновь бывают вынуждены принимать свежие силы и импульсы с Востока, а область Центральной Европы должна задуматься над собственной продуктивностью, как это и заложено в самом становлении областей, лежащих до полуостровных образований. ... Как раз на Западе надо видеть ту часть людей, которой надлежит получить некоторую помощь с Востока. ... На эти истины можно лишь намекать. ... И нам надо хорошо понять наше задание, чтобы подняться над общим характером человечества. Здесь велика ответственность того, кто захочет вмешаться в великое движение человечества. Когда дело касается такого великого движения человечества, должны умолкнуть все личные симпатии и всякий личный энтузиазм, потому что дело не в них, а в том, что обусловлено великими законами человечества".
121(4)



1257. "Неразрешимая проблема создалась в 1870-71 гг. между Западной, Центральной и Восточной Европой: т. наз. эльзасская проблема. ... Люди, которые считаются с действительностью, они-то уж знали, что это неразрешимая проблема! ... что этим для будущего Европы создались знаменательные предпосылки, что на Западе возникнет стремление взбудоражить весь Восток. Уже тогда существовали люди, которые знали, что славянская проблема будет выдвинута в мир благодаря тому, что на Западе пожелают иначе решить проблему, чем в Центральной Европе. ... Явления взбудораживаются, но приводят не к решению, а к неразрешимости, ко все новым конфликтам, заводят в тупики жизни". 185(2)



1258. "Истина разовьется в ходе лет из этой т. наз. войны. Противостояние сил Антанты и Средней Европы — это не истина, истина восстанет из ужасной хозяйственной войны, которая здесь лишь берет свое начало. ... Как на современной фабрике противостоят предприниматель и рабочий, так противостоят в мире предпринимательство старой Антанты (Америка — Англия) и пролетариат побежденных сил (Средняя Европа вместе с Восточной Европой). Это действует грандиозно и подавляюще. Того, что происходит сегодня, не изучить иначе, как только понимая все во взаимосвязи со всем пролетарско-социалистическим вопросом".
     На мировом плане разыгрывается хозяйственная война. "Хозяйственная война в среде человечества разыгрывается в выработке чувств и системы нервов. А для чувственно-нервной системы в 5-ой послеатлантической эпохе души сознательной особенно организован англоязычный мир, т. к. в эту эпоху нервной системы развивается утилитаристское материальное мышление с тенденцией весь мир превратить в большой склад товаров. Но в этом мире чувственно-нервной системы беспокойно действует мир крови, противоположный полюс в жизни людей, мир крови. Он посылает свои волны в жизнь чувств и нервов как чисто хозяйственную волну. Мир крови представлен в форпостах славянского мира: в чехах, словаках, поляках и т. д. А дальше идет другая волна с очищенной кровью, со спиритуализированной кровью Восточной Европы — русско-славянская волна. 185-а (6)



Проблема индивидуального

1259. "Если то, что реально, — упадок на Востоке — и то, что еще не родилось на Западе, натолкнутся одно на другое, игнорируя середину, то тогда я-чувство, выражающееся именно в середине, утонет в том хаосе, который возникнет благодаря тому, что середина будет раздавлена с востока и с запада. Мышление о Я ведь исчезло вместе со среднеевропейской идеалистической философией. С середины XIX в. его больше здесь нет. Также и то, что из конвульсий хотели создать в виде государства, — теперь лежит во прахе". 200(6)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru