RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ

XI. НАРОДОВЕДЕНИЕ

6. Восточноевропейские народы.

Русская суть

Душа русского народа

Характер русского народа

Русская культура

Спиритуальность, религия

Культура Самодуха

Народ Христа

Напутствие русским антропософам

Россия и Европа

Ближайшее будущее России

Западные славяне. Польша

Болгары и мадьяры

6. Восточноевропейские народы.

Русская суть

1412. "Различные замкнутые славянские области имели в себе тот элемент, который современный человек, вероятно, назовет демократическим элементом, но он был в то же время еще связан ... с определенным прозрением в то, что централизующая господствующая сила не нужна для устроения порядка в мире, но что она способна лишь создавать беспорядок. Это жило в замкнутых славянских областях. И в том, что вторглось туда как нормано-германский элемент, жила, собственно, родовая мысль, связанная с кровью.
     Затем пришло монгольское нашествие. Эти монголы описываются крайне плохо. Но наихудшим, что они делали, были, собственно, накладываемые ими высокие подати; и если эти подати им выплачивались, естественно, в натуральном выражении, то они оставались более или менее удовлетворенными. Но что они принесли с собой, если это рассматривать симптоматически, так это мысль о государстве. При этом я не говорю, что мысль о государстве пришла непосредственно от монголов, но прошу принять это лишь симптоматически. Мысль о монархическом государстве пришла в связи с приходом монголов; на Запад же, в Европу, ее принесли еще ранее. Она пришла из того грозового угла, который находят, когда исследуют ту из Азии перекатывающуюся культуру, которую, впрочем, можно назвать варварской волной. Что осталось в России от монголов — это в существенном то мнение, что отдельный владетель со своими паладинами должен осуществить некий род государственного господства. Это в существенном пришло от монархической идеи хана, оттуда это перенято. На западе Европы это переняли уже раньше, и пришло оно из одного и того же грозового угла. В существенном это была татаро-монгольская мысль, связавшая Россию в государство. Приносимое же культурой Запада " феодализм — долгое время не оказывало влияния на Россию, т. к. произошел перескок через феодализм к распространившейся монархии, которая на Западе сначала систематически разрушалась феодализмом, феодалами, всегда воевавшими с центральной монархической властью и бывшими противополюсом монархической власти. Римская церковь — это второе. Она оказалась бездеятельной на Востоке, т. к. уже в Х в. восточная церковь отделилась от западной. Греко-римское, римско-греческое образование во многом способствовало на Западе постепенному формированию современной буржуазии. Но в России оно не действовало. Поэтому монархическая государственная мысль, пришедшая с монголами, пустила там глубочайшие корни". 185-а(7)



1413. "Но эта троичность (Византия, норманны, Азия) не продуктивна; она не рождается из самой русской души... никак не характеризует то начало, которое живет в русской душе. Что является наибольшей, самой большой, какую можно только себе представить, противоположностью эмансипации личности? — Византийский элемент! Крупное недооцененное лицо современности — это Победоносцев *, который был значительным человеком, полностью несшим в себе этот византийский элемент. Он был человеком, стремившимся только к противоположности тому, чего требует наша эпоха сознания и что она естественным образом рождает в человеке". Византизм мог бы еще сильнее распространиться в русской ортодоксии, но он не привел бы ни к чему иному, как только к сильнейшему стремлению к эмансипации личности. "Вы можете перечесть новую русскую историю. Если вы не встречаете в ней тех событий, которые всегда было запрещено записывать, то перед вами вовсе не русская история, т. е. не ее действительно двигательный элемент. Если вы читаете в русской истории то, что разрешалось заносить в нее властями предержащими, то перед вами тогда встает все то, что как несущий смерть элемент простирается под русской жизнью. Здесь он выступает особенно характерным образом, т. к. грядущее закладывается главным образом в русской жизни". 185(3)

___________________________________
*К.П.Победоносцев (1827-1907), ортодоксальный, узко-православный характер, склонявшийся к панславизму. Воспитатель великих князей. Значительно влиял на Александра II (царствовал в 1881-1894гг.). С 1880 г. — оберпрокурор Св. Синода.



1414. "Для Запада естественно — и это происходит там основательно — обладать всем тем, что имеет связь с хозяйством. Для Средней Европы одни хозяйственные стремления потому безуспешны, что там каждое хозяйственное стремление принимает государственно-политический характер. На востоке Европы большая внешняя неудача возникает потому, что благодаря традициям Петра Великого все, что там возникает из духовно-религиозных импульсов: панславизм, славянофильство, — принимает политический, государственный характер. За этим государственным характером, произведшим все то ужасное, что развилось на европейском Востоке, за всем этим государственным характером, напечатлевшим всем восточным стремлениям печать Петра Великого, за всем этим стоит, по сути говоря, продолжающаяся духовная византийская религиозность и т. п. Даже малейшие события исторической жизни лишь тогда становятся понятными, если их рассмотреть в этом свете". 200(2)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru