RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ

XI. НАРОДОВЕДЕНИЕ

7. Европейские народы и Россия.

Финны и руотси

Духи народов и элементы Земли

Нации и культура

Нации и Страж Порога

Европа

Западные славяне. Польша

1493."Западные славяне в век души сознательной также организованы для интеллектуализма, но они его мистицируют, превращают в мистику. Немцы аполитичны. Западные славяне также аполитичны, но они тяготеют к низвержению духовного мира в физический, и они это делают уже в сегодняшней жизни. Благодаря этому они обладают свойствами, противоположными тем, которыми обладают, например, французы и итальянцы. ... Политика Франции зависит от того, насколько французы нравятся тем людям, от которых зависит желаемое действие. В отдельные времена они очень нравились. У западных славян все по-другому. Их политика зависит от того, насколько их духовная природа антипатично действует на народы, говорящие по-немецки. ... Вы можете изучить, какой была судьба чехов, словаков, поляков, сербов — словом, западных славян. — Она слагалась в зависимости от того, насколько они были несимпатичны, антипатичны для среднеевропейских народов. ... Основание этого заключается в том, что в одном случае (французы) мы имеем связь с прошлым, в другом — с будущим".
     "Те из славян, которые живут в России, — это будущее, зародыш будущего; славяне же, выдвинутые на Запад, — это аванпост, зарница того, что подготовляется как будущее. В этой зарнице являет себя неким образом будущее среднеевропейского, немецкого мира, как через романский элемент заявляет о себе тень прошлого, западного, говорящего по-английски мира". 186(6)



1494."Западное славянство стоит в ином отношении к Западной Европе, чем восточное. И только если думают не в смысле общечеловеческого прогресса, а в смысле англоязычной империи, то могут желать Польшу вчленить в Россию. ... Я не могу сегодня говорить о переменчивой судьбе польского народа, я только хочу сказать, что духовная культура польского народа имеет свою вершину в польском мессианизме — каждый может думать о действительности, что он хочет, — содержащем идеи, которые коренятся в духовных чувствах, духовных представлениях, и идущем к тому, чтобы из польской народной субстанции дать человечеству содержание. Здесь мы имеем в некотором роде гностический элемент, соответствующий одному из трех членов души, которые должны от западных славян излиться в Среднюю Европу. Второй член содержится у чехов... там мы имеем второй член души, идущий в Среднюю Европу от славянства. Третий член находится у южных славян. Эти три душевных члена выдвигаются вперед подобно трем культурным полуостровам, и они вообще не принадлежат восточноевропейскому славянству". 174(20)



1495."И опять-таки, каждому оккультисту известен — я имею в виду не внешне, но как факт культуры — совершенно определенным образом польский элемент как продвинутый, культурный, консолидированный в себе, и религиозно и политически в одно и то же время, который в существенном тем всесторонне отличается от других славянских корней, что ведет единую консолидировавшуюся духовную жизнь исключительно большой центробежной и подъемной силы". 173(2)



1496.В лекциях от 31.10 и 1.11.1915 г. дан пересказ и анализ романа польского писателя Карла Фердинанда Гуцкова (1811-1878) "Маха Гуру" (1833), а также поэмы Зигмунда, графа Красинского (1812-1859), "Не божественная комедия". (Поэма впервые появилась анонимно в Париже в 1834 г. С лекциями о поэме в Париже выступил Мицкевич). "Что слышится из этой польской драмы в еще большей мере, чем из "Маха Гуру, — это крик человечества: что будет, если человеческая душа не воспримет правильно и в чистой форме учение о духовных мирах? Что будет с человечеством в будущем? Должен ли человек, дабы войти в духовный мир, разбиться физически?" "В этой удивительной польской драме мы познаем значительную манифестацию польского мессианизма".
     "Будущему нельзя способствовать через человека современности, через человека власти ... ибо хотя этот человек власти и дает проявиться Я, но не дает проявиться в Я Христу. Такова глубокая загадка, что так ясно выступает перед нами в польской поэме". 254(12)



Болгары и мадьяры

1497."Почему болгары являются славянским народом? В расовом отношении они не славяне. Расово они родственны (финнам, гуннам. Они являются в некотором роде монголо-татарской народностью. Но они очень рано восприняли славянский диалект и благодаря этому стали славянским народом. Воспринятое ими с речью, с внешней культурой, вошло вообще в их организацию". 303(10)



1498."У мадьяр (венгров) традиционно узкая, облегающая одежда. Это вызвано тем, что в прошлом они традиционно были народом охотников, и такая одежда была удобна для охоты. В этом ее смысл". 352(6)



7. Европейские народы и Россия.

1499."Римляне, уже принявшие Христианство, оставили германцам их праздник солнцеворота, но сказали им, что при этом они празднуют рождение Христа. Так их праздник приобрел другое значение. Там же, где германцы видели под каким-либо значительным деревом духа, там римляне учреждали святилище. Но они также принесли и латинский язык науки".
     С Востока между тем подходили славяне. Те, что остались более на Востоке Европы, стали называться руссами, а которые ушли дальше на запад — смешались с германцами и растворились среди них. Из этого смешения крови образовались боруссы, ставшие затем пруссами; это одно и то же слово. У боруссов содержится много славянской крови. И если сами славяне пассивны, спокойны, то, восприняв другую кровь, они стали воинственными. Воинственность жила в германцах, и она отчасти перешла на славян — на чехов. 353(5)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru