RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ

XI. НАРОДОВЕДЕНИЕ

7. Европейские народы и Россия.

Духи народов и элементы Земли

Духи народов и элементы

Земли 1507."Связь между отдельными людьми и народной Душой у итальянцев происходит через воздух". Воздух — это самая низшая составная часть народной Души Италии.
     "Мы, скажем, хотим изучать русскую народную Душу. Нижним ее членом совсем не является что-либо материальное в том смысле, в каком материальным является твердое, жидкое, воздушное и теплое, но ее нижним членом, столь же свойственным ей, как человеку свойственна соль, твердое, является световой эфир. Звуковой эфир присущ ей как человеку жидкость; жизненный эфир — как человеку воздух; а зной вожделений соответствует тому, что является как бы физ. телом русской народной Души; он присущ ей, как тепло человеку. Тогда встает вопрос: как русская народная Душа относится к отдельным русским людям? Это происходит таким образом, что свет, идущий с высот, некоторым образом светит назад из земли. Свет оказывает некоторое действие на землю. Он не только, я бы сказал, светит назад физически, но свет лучится обратно из земли, из всего произрастающего, что несет на себе почва. Свет действует не прямо на отдельных русских, но сначала он действует на землю, на грубо физическую землю; он действует в растениях и во всем том, что на земле растет, а затем светит обратно. И в том, что тогда светит обратно, дан посредник, через которого русская народная Душа приходит в связь с отдельными русскими. Поэтому у русских отношение к земле, ко всему, что из нее произрастает, намного интимнее, чем у других народов. ... А текучее возбуждение (см. "Теософию") — исключительно значительно. Этот первый эфирный ингредиент, имеет для русской народной Души то же значение, что свет для человека".
     Когда итальянец дышит и воздухом поддерживает свою жизнь ... то шепчет, говорит с ним в подсознании народная Душа. Он этого не слышит, но его ас. тело воспринимает это и живет в том, что за порогом сознания разыгрывается как общение отдельного человека с народной Душой".
     "В том, что как оплодотворенное солнечным светом излучает русская почва, содержатся таинственные руны, через которые русская народная Душа говорит с отдельным русским, когда он идет по своей земле или ощущает жизнь, излучаемую светом. Но не думайте, что вещи следует принимать материально. Вы можете, естественно, как русский, жить в Швейцарии; также и в Швейцарии есть свет, отражающийся землей. Если вы итальянец, то в Швейцарии вы можете с дыханием слушать шепот вашей народной Души. Если вы русский, то также и в Швейцарии вы почувствуете восходящим от почвы то, что вы можете слышать как русский. Вы не должны вещи воспринимать материально. Это не связано с местом, хотя, конечно, человек обусловлен некоторым образом и материально, и его родные места дают ему больше. ... русский может быть русским где угодно, хотя русская земля, естественно, русскому бытию доставляет особое состояние. ... Ибо не просто свет, распространяющийся над русской почвой, содержится в теле русской народной Души, но всякий свет, свет вообще. ... Архангел не обусловлен местом, он сверхпространственен." 174(24)



1508."Лишь из соединения действий, исходящих из головы и из всего остального организма, полноценным образом возникает то, что затем отпечатывается в народном характере. Действие, исходящее из головы, некоторым образом нейтрализуется действием, исходящим из остального организма. Поэтому можно сказать: с тем, что житель Италии вдыхает с воздухом, что вообще для остального организма, кроме головы, определяется дыханием, с этим взаимодействует конфигурация нервной системы всей головы... Во Франции дело обстоит иначе. Что в организме живет как ритм, является особым ритмом для головы и особым для остального организма; голова имеет свой ритм. Если в Италии имеет место нервная деятельность головы, которая взаимодействует с тем, что как воздух воздействует на человека, то во Франции — это ритм, ритмическое движение в голове, вибрация, ритма в голове вместе с тем, что вызывается в организме жидкостью. Так строится через особое взаимодействие индивидуального человека головы с тем, что Дух народа вызывает из окружения, народный характер. ...
     Дух народа британской сути действует через все земное, главным образом через соль и ее соединения в организме. Твердое здесь самое главное. ... солевой элемент действует здесь через все, что через воздух и питание входит в организм. Это вызывает всеобщую конфигурацию британского народного характера. Но также и здесь из головы действует нечто нейтрализующее... Как ритм, так и пищеварение, обмен веществ имеют место не только в голове, но и во всем организме. Каким образом организм головы производит свой обмен веществ — это взаимодействует с солевым элементом в организме, и это обусловливает британский народный характер. Так что земное в связи с обменом веществ в голове производит британский народный характер. И можно сказать: в то время, как народная Душа действует через солевой элемент, ей навстречу из головы устремляется особенность обмена веществ в голове. ...
     У американцев это, опять-таки, обстоит иначе, там действует подземный элемент. ... нечто вибрирующее под землей. Это имеет там преимущественное влияние на организм. Особенно через подземные магнитные и электрические потоки действует в народном характере американцев народный Дух. И навстречу этому нечто исходит из головы: ... человеческая воля. Такова особенность американского народного характера. ... А если народная Душа воздействует на человека из подземного, то он не вырабатывает свою народную Душу в свободе, но бывает народной Душой, так сказать, одержим. ... (пример). И если у Германа Гримма можно видеть, как завоевывается все человеческое, то у Вудро Вильсона видна человеческая одержимость всем этим". Потому-то так важно знать кто говорит, а не что говорится. И Гримм, и Вильсон могут говорить об одном и том же, но у первого содержание сказанного многократно переработано, у второго все говорится из одержимости.
     Если подняться из хаоса того, что имеет место на Востоке Европы, то можно увидеть, что у славян, у русских народный Дух действует в вибрирующем свете. "И когда на Востоке то, что там должно взрасти в будущем, освободится от эмбриональных оболочек, то ... там увидят совершенно иное, чем на Западе, действие народного Духа". Отраженный почвой свет действует там. "Но он действует не на организм, а непосредственно на голову, на чувство мысли, на способ выработки представлений, ощущений и т. д. Таким образом, способ действия народного Духа здесь противоположен тому, что имеет место на Западе, где он действует на остальной организм, а из головы исходит противодействие ему. ...
     Действующее (на Востоке) в противоположном направлении, исходит от остального организма, особенно от организации сердца. Это действует в противоположном направлении на голову и изменяет исходящее из нее действие. Сейчас это все пока еще в хаосе, в эмбриональных оболочках. Ритм дыхания здесь ударяет в голову и нейтрализует то, что окольным путем через воздух приходит от Духа народа. ... Особенность азиатского Востока состоит в том, что народный Дух лишь отчасти действует там через свет, воспринятый, отраженный почвой и затем идущий в голову. В другом случае народный Дух там действует не через свет, а вообще через невидимое: через гармонию сфер, которая вибрирует через все, которая для духовного человечества азиатского Востока является действием народного Духа; но этот Дух отражается землей и воздействует на голову. А навстречу ему действует ритм дыхания. В этом заключается тайна ищущего дух на Востоке, когда он стремится к особой выработке дыхания, чтобы через него прийти в связь с духом (йога). ... он ищет его тем способом, как это заложено в его народном характере. И чем дальше идти на Восток, тем в большей мере это имеет место.
     В Средней Европе народно-душевное действует через тепло. Это действие достигает среднеевропейца однажды через голову, другой раз через остальной организм, в зависимости от того, как действует тепло: извне, как греющий воздух, или через питание, или через дыхание. Все это является посредником для народного Духа. Противодействующим здесь, опять-таки, оказывается тепло ... рожденное человеком внутри себя. ... Что в организме через народного Духа действует как тепло, этому навстречу идет собственное тепло головы. Если тепло народного Духа действует через голову, то навстречу ему действует тепло из всего остального организма". Чем живее, жизненнее деятельность чувств, тем больше человек развивает собственного тепла, а кто ощущает поверхностно, тот порождает его меньше. "Тепло здесь сталкивается с теплом. Такова особенность образа действий среднеевропейского Духа народа. ... Тепло обусловливает европейский характер, который выражает себя в том, что более или менее может входить во все. Мы не делаем ценностных определений, но только характеризуем, поэтому каждый может это принимать как хочет: как добродетель или как нечто ей противоположное. — Тепло к теплу: это делает подвижным, пластичным, способным во всем найти себя, также и в чужом народном характере". 181(8)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru