RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ

XII. ОБНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ

Воспитание в кризисных условиях современной эпохи

1548.""Как достигнуть познания высших миров?" ... возможно, написана слабыми человеческими силами. Однако это воспитательная книга для человечества. Это книга, которой в XX столетии можно начинать говорить людям о том, как им следует строить на самих себе, на своих собственных силах. Подобные вещи могут стать очень плодотворными также и педагогически, могут стать фундаментом для среднеевропейской педагогики". Конечно, для государственных школ это не приемлемо. 192(11)



1549.Если бы был возможно воплотиться в современном мире сразу 17-летним человеком "или если бы, по крайней мере, можно было избавиться от прохождения через современную школу; то вы увидели бы воплощенными в современных людей посвященных прежних времен". 235(13)



1550."В действительности в педагогике все более и более станут действовать три фактора мирового развития, два из которых ныне шествуют гигантскими шагами; Антропософия — третья сторона, — естественно, совсем слаба, тенеподобна, ей никто не придает значения, разве только ее враги. Но педагогика постепенно будет захвачена двумя главными течениями в мире: католическим и большевистским, или социалистический". Можно видеть, что все остальное ныне не имеет успеха. Пробивная же сила упомянутых течений просто огромна. Поэтому имеет смысл заниматься третьим культурным течением. Антропософией; это следует делать также и в педагогике. Такова мировая ситуация. 300-в с. 113



Каким должен быть педагог

1551.Медитативная формула для учителей: "Мы хотим так работать, чтобы дать вливаться в нашу работу тому, что из духовного мира душевно-духовным образом и физически-телесным образом хочет стать в нас человеком". 302(8)



1552.Категорический императив учителя: "Держи свою фантазию живой". Для всех педантизм — зло, для учителя — аморальность! "Потребность в фантазии, чувство истины, чувство ответственности — это три силы, составляющие нерв педагогики. И кто хочет принять в себя педагогику, тот пусть напишет себе педагогическое мотто:
     пронижи себя способностью к фантазии,
     имей мужество для истины,
     обостри чувство душевной ответственности". 293(14)



1553."Учитель только в том случае может стать воспитателем юношества, если он в состоянии стать внутренне совершенно художественным, внутренне совершенно религиозным человеком". 307(4)



1554."Учитель, входящий в школьные ворота, есть в определенном смысле врач человеческого духовного развития, который через становящегося ребенка вливает в культурное развитие целебное средство". 301(14)



1555."Когда я стою против другого человека, то ни мое физ. тело, ни мое эф. тело не испытывают больших изменений; — их испытывает ас. тело. Когда другой человек говорит мне нечто, исполненное ненависти, этот поток ненависти идет в мое ас. тело и изменяет его. Я должен идущее от него воспринять в мое ас. тело; и оно получает совсем иные свойства в зависимости от того, что стремится к нему от других людей: любовь, терпение или гнев и нетерпение. Между воспитателем и ребенком разыгрывается нечто совершенно подобное". 93(18)



1556."Желание быть учителем проистекает из потребности сообщать, вести совместную жизнь в мышления с другими. Эта потребность тогда бывает выраженной особенно сильно, с большое силой перенесена из мира где мы пребываем до рождения, в чувственное бытие. Тогда бывает легче сообщать детям мысли, легче вызвать отклик у детей, чем у взрослых". 198(12)



1557."Воспитание — это судьба, карма человека в юности". 130(8)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru