RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ

XII. ОБНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ

Каким должен быть педагог

1546."Теперь ведется дискуссия, в которой говорят о том, что моральное состояние человечества за последние 4-5 лет сильно ухудшилось. И делается вывод, что в школах нужно вести интенсивное религиозное воспитание. И некому возразить: так его же вели! это религиозное воспитание, и сегодняшние времена как раз и пришли под его влиянием. — Если сегодня снова ввести прежнее, то весь процесс придется начинать еще раз сначала. Тогда в некоторый момент мы снова придем к тому, что было в 1914 г., если возобновим старые методы воспитания". 191(12)



1547."С помощью особых упражнений люди англо-американской расы должны будут постепенно приобрести сильное чувство того, что их тело принадлежит земле. Они должны будут не только чувствовать: я есть моя рука, я есть моя нога, — но они должны будут также чувствовать: я есть также сила тяжести, что проходит через мои ноги, я есть также тяжесть, что нагружена на мои руки. — Должно быть вызвано сильное физическое чувство родства между человеческим телом и земными элементами. Этим чувством ныне обладают ... некоторые виды обезьян. Оно составляет их душевную жизнь. Это можно у них изучить физиологически-зоологически. И то, что там содержится, — это смогут постепенно ввести в систему человеческого воспитания; необходимо лишь все больше и больше грубое родство человека с природой вносить в систему телесного воспитания. Благодаря этому смогут — я ... лишь сообщаю факты — заниматься неким родом практического дарвинизма. ... Человека можно в определенном отношении "обобезьянить". Такова практическая сторона дела. Она кажется инстинктивной, но хорошо управляется, культивируется в высшей степени с помощью особых видов спорта и т. п.". А этим усиливается чувство родства души с земным, и как следствие выступает тот спиритуальный идеал, о котором говорилось выше.
     "Так преодолевается смена состояний между духовной и физической жизнью и постепенно осуществляется идеал: в будущие времена земного развития жить как некий род привидения, населять Землю в виде призраков. Исключительно интересно в этом отношении, что такой идеал можно будет культивировать только в сфере мужского населения, поэтому, несмотря на все внешние политические стремления, которые как будто бы хотят противоположного, обнаруживается, если заглянуть глубже, что хотят совсем другого, чем то, что выражается внешне-политически. В англо-американской культуре будет выступать все большая противоположность между мужским и женским населением. То, чем является англо-американская духовная жизнь, это в существенном через женщин перейдет на потомство, в то время как то, что будет жить в мужских телах, устремится к идеалам, какими они описаны. В будущем это даст конфигурацию англо-американской расе". 181(17)



1548.""Как достигнуть познания высших миров?" ... возможно, написана слабыми человеческими силами. Однако это воспитательная книга для человечества. Это книга, которой в XX столетии можно начинать говорить людям о том, как им следует строить на самих себе, на своих собственных силах. Подобные вещи могут стать очень плодотворными также и педагогически, могут стать фундаментом для среднеевропейской педагогики". Конечно, для государственных школ это не приемлемо. 192(11)



1549.Если бы был возможно воплотиться в современном мире сразу 17-летним человеком "или если бы, по крайней мере, можно было избавиться от прохождения через современную школу; то вы увидели бы воплощенными в современных людей посвященных прежних времен". 235(13)



1550."В действительности в педагогике все более и более станут действовать три фактора мирового развития, два из которых ныне шествуют гигантскими шагами; Антропософия — третья сторона, — естественно, совсем слаба, тенеподобна, ей никто не придает значения, разве только ее враги. Но педагогика постепенно будет захвачена двумя главными течениями в мире: католическим и большевистским, или социалистический". Можно видеть, что все остальное ныне не имеет успеха. Пробивная же сила упомянутых течений просто огромна. Поэтому имеет смысл заниматься третьим культурным течением. Антропософией; это следует делать также и в педагогике. Такова мировая ситуация. 300-в с. 113



Каким должен быть педагог

1551.Медитативная формула для учителей: "Мы хотим так работать, чтобы дать вливаться в нашу работу тому, что из духовного мира душевно-духовным образом и физически-телесным образом хочет стать в нас человеком". 302(8)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru