RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ

XII. ОБНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ

Педагогика и развитие ребенка

Какой должна быть педагогика

1563."В будущем станет невозможной никакая здоровая, плодотворная педагогика, если люди не захотят потратить труда, чтобы подняться к высоким воззрениям на культуру человечества. Кто сегодня хоть немного смотрит на мир на основе антропософского миропонимания ... тот должен конкретно мыслить о том, что в нем происходит. Он смотрит на Запад, он смотрит на Восток, и он может ставить себе задачи, исходя из конкретного наблюдения. Он смотрит на Запад, на англо-американский мир с его большими политическими импульсами, столь повредившими Средней Европе, но которые обладают столь широким размахом уже в течение десятилетий..." и т. д. 192(5)



1564.Нормативной педагогики быть не должно. Будучи в классе, о педагогике можно забыть. Педагогические основы необходимо тогда рождать из человеческого познания; это в каждый момент должно возникать вновь. "Педагогика должна постоянно возбуждаться в человеке благодаря тому, что он вырабатывает человекопознание". Педагогике нельзя просто научиться, как, изучая эстетику, не стать художником. 192(17)



1565."Лишь тот, кто в нравственном, в этике находит педагогику, находит ее правильным образом". 217(6)



1566."Детская педагогика была бы особенно плодотворной, когда такие добродетели как мужество и умеренность были увидены в правильном свете". 159(1)



1567.Возражают: там, где государство не заставляет, дети не хотят идти в школу. "Необходимо же как раз решить задачу: как привлечь детей в школу безо всякого государственного принуждения?" 24 с.186



1568."Чуждые жизни люди возникают именно тогда, когда государственные и хозяйственные учреждения регулируют школу и воспитание. Ибо в государстве и хозяйстве возникают точки зрения в пределах существующего, ставшего. Для развития становящегося человека нужны совсем иные направляющие линии мышления и ощущения". 24 с.39



1568а. Вся Вальдорфская школа в отношении того, что в ней уже не поддается учету, носит абсолютно христианский характер. Владеющие соответствующим ощущением, замечают это тотчас же, как только вступают в Вальдорфскую школу”. Достигается это благодаря тому, что религиозное воспитание, даваемое детям, выросшим из различных, — католических, протестантских, иудейских религиозных основ, выдержано в христианском смысле, Евангелие венчает в нем все”. 343, с. 310



Педагогика и развитие ребенка

1569."Эф. тело до 7 лет так сильно занято самим собой, что, пытаясь особо воздействовать на него, ему можно было бы только повредить. До этого года, следовательно, можно воздействовать только на физ. тело. С 7 до 14 лет воспитание эф. тела должно быть взято в руки, и только с 14 лет можно извне, через воспитание воздействовать на ас. тело.
     Воздействовать на физ. тело означает доставлять ребенку внешние впечатления. Через внешние впечатления формируется физ. тело. Поэтому то, что упущено до 7 лет, едва ли можно наверстать позднее. ... Если глаза ребенка до 7 лет видят только прекрасное, то они образуются так, что на всю жизнь сохраняют восприимчивость к прекрасному. Позже чувство прекрасного не может быть развито подобным образом. Что вы делаете или говорите ребенку в первые семь лет — это куда менее важно, чем вид его окружения, чем то, что он видит и слышит". Из этого позже развивается фантазия.
     "Люди, окружающие ребенка в первые два семилетия, должны воздействовать на него единственно примерами, а не указаниями, не с помощью "почему" и "отчего", а строя все только на авторитете. Тогда вырабатываются сильные способности памяти. Поэтому ребенок должен быть окружен людьми, к которым он испытывает доверие, которые пробуждают в ребенке хорошую веру в свой авторитет. На этом следует строить воспитание. ... Преждевременно освобождая ребенка от авторитета, вы отнимаете у эф. тела возможность фундаментально вырабатывать себя. Поэтому лучше всего во втором 7-летии давать ребенку не доказательства и суждения, а примеры и сравнения. Суждение воздействует только на ас. тело, а оно для этого еще не свободно". 96(4)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru