RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ

XII. ОБНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ

Половое воспитание

Половое воспитание

1609.Умные люди современности говорят: "мы не хотим больше врать нашим детям насчет того, что их принес аист. Им следует все объяснить. — Но это объяснение как раз и было бы ложью. Наши потомки вновь узнают, что детская душа действительно как птицеподобное духовное образование спускается вниз из высших миров... и нет для этого лучшей имагинации, чем история с аистом". 130(15)



1610."До определенного времени в отношении вещей, которые совершаются без его сознания, ребенок должен оставаться наивным". 300-в с.129



1611."Покажите ребенку гусеницу, потом как она окутывается куколкой, как затем из куколки появляется бабочка — это прекраснейший пример для показа, как возникает из матери ребенок". Это следует делать в ответ на вопрос ребенка: как рождаются дети? 96(4)



1612.Часто встречаешь вопрос: когда следует давать детям разъяснения на сексуальную тему? Здесь много можно сказать за и против. "В основном здесь имеется три вопроса. Следует рассмотреть: кто должен давать эти разъяснения? — Кто со всей серьезностью, со всей ответственностью воспитателя вдумается в это, тот скоро заметит, что исключительно трудно взять на себя эту задачу. Я уверен, вы совсем неохотно согласились бы 12-14-летним мальчишкам и девчонкам давать эти разъяснения. Второе заключается в следующем: как следует давать эти разъяснения? Это тоже нелегко, как здесь приступить к делу. И в-третьих: где следует это давать? Где это поместить? В естественнонаучном курсе и т. п.?
     Если бы преподавание велось на основе правильных педагогически-дидактических принципов, то дело решилось бы само собой. Если бы вы могли поступать так, что процесс роста могли бы объяснить детям в связи со светом, воздухом, водой, землей, то ребенок воспринял бы такие понятия и вы постепенно смогли бы перейти к процессу оплодотворения у растений, затем у животных и у людей. (В предыдущих лекциях этого цикла д-ром Р.Штайнером дан большой материал для педагогов о методике преподавания ботаники и т. д. — Сост.) Но вы должны рассматривать деле широко: дать растениям возникнуть в свете, воде, земле, — короче, подготовить те представления, которые вообще предрасположили бы детей к пониманию комплексных процессов роста и оплодотворения. Что же касается большой болтовни о сексуальных разъяснениях, то это доказывает, что методы воспитания сегодня находятся не в порядке, иначе уже давно нашли бы умные элементы из таких целомудренных, чистых представлений, как разъяснение процессов роста в связи со светом, воздухом, водой и т. д.". 295(13)



Проблема наказания

1613."Все действительные наказания (в школе) я считаю излишними, даже вредными. Что действительно необходимо — это возбудить чувство объективного вреда, который нанесен и который необходимо сгладить". 295(5)



1614."Если ребенка постоянно бьют, то это действует не просто на физ. тело ... а на ас. тело. В результате этого ас. тело делается как побитая собака. Вы можете безошибочно отличить собаку, которую часто избивают, от собаки, с которой обращаются хорошо. Так же это бывает и с человеком. ... его ас. тело остается избитым на всю жизнь, ибо оно стоит еще на животной ступени. ... Физическое избиение оставляет в крайнем случае рубцы. Но физическое избиение — это не то, что избивает ас. тело, его избивает моральное впечатление. В ас. теле мы носим моральные впечатления всю земную жизнь". Если кого-то били в детстве, то его ас. тело выглядит как побитая собака, а если его бил воспитатель — случается и такое, — то его ас. тело напоминает льва. Внутренне, астрально человек получает тот или иной облик в зависимости от моральных впечатлений. У одного — рабская натура, в нем выступает что-то собачье, он позволяет делать с собой что угодно. У другого природа свободная, его ас. тело наиболее человекоподобно. Когда человек проходит врата смерти, то он в некотором роде становится тем животным, которое он вырастил в своем ас. теле: битый с детства — собакой, мужественный — львом и т. д. Но это не следует брать совсем в прямом смысле. Во время Камалоки человеческая душа приобретает лишь некое подобие того или иного животного (о реинкарнации же в виде животного не может быть и речи). 349(9)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru