RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ

XII. ОБНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ

Учебные предметы

Учебные предметы

1615."В старые времена грамматика ... была искусством соединять, разделять и т. д. мысли и слова. Обучение грамматике было в определенном смысле художественным обучением, и тем более это относилось к искусству диалектики и риторики. Все было направлено на то, чтобы дать молодежи ощущение: человек что-то может, он может говорить, думать и давать красоте господствовать в речи". Лишь после того, как молодые люди достаточно видели, что они могут, им давали нечто для знания: арифметику, геометрию, астрономию, музыку как гармоническое, методическое пронизание всего миропорядка; они давались также художественно. 217(9)



1616.В обучении первых классов должно присутствовать много сказочного. Примерный порядок тем на уроках свободных рассказов от 7 до 14 лет:
     "1. Некоторые собрания сказок.
     2. Истории из мира животных в связи с баснями.
     3. Библейская история, как часть всеобщей истории (Ветхий Завет).
     4. Сцены из древней истории.
     5. Сцены из истории средних веков.
     6. Сцены из новой истории.
     7. Рассказы о племенах.
     8. Познание народов". 295(1)



1617.Вопрос: что давать на уроках религии в 9-м классе? Р.Штайнер: "Августина, Фому Кемпийского". 300-в с.129



1618."Никто не должен вначале изучать научную ботанику. Позже он может подойти к более научной системе растений. Это большая разница — пытаемся ли мы сначала описать растение, а затем подходить к нему научно, или наоборот. В человеке омертвляют очень многое, если с самого начала дают ему научную ботанику, а он еще не получил тех понятий, которые мы теперь пытаемся представить. Нужно из души, из памяти увлечь такое всеобщее человеческое понятие растения, если хотят подойти к научной систематике". 295(10)



1619."Если все больше и больше переводить мысли с душевных качеств, какими они развиваются в детстве, на растения, то явится возможность все подразделить соответствующим образом. Поэтому можно сказать:
     Младенчески-душевные радости: грибы, губки
     Первые детские душевные радости, душевные страдания и аффекты: водоросли, мхи
     Переживания при возникновении самопознания: папоротники.
     Переживания в дошкольном возрасте, до 4-5 лет: голосеменные, хвойные.
     Первые школьные переживания, с 7 до II лет: растения с дугонервным жилкованием, однодольные.
     Переживания одиннадцатилетних: растения с простым околоцветником. простые двудольные.
     Школьные переживания от 12 до 15 лет: растения с сетчатыми нервами, двудольные с зеленой чашечкой и цветными лепестками..."
     Четырнадцатилетним можно сказать: вот твоя перспектива, ты можешь стать столь душевно богатым, что тебя можно будет сравнить с розой, у которой цветные лепестки и зеленая чашечка. Радость должно нести будущее. Оплодотворение растений можно, далее, сравнить с 16-17-летними свойствами (появляется астральное), но и тогда говорить следует о росте, ибо процесс оплодотворения детям не понятен. Это дает колоссально много: представить ребенку весь растительный мир как образ развивающейся детской души. 295(11)



1620."Важный период в развитии ребенка лежит между 12-м и 13-м годом. В это время происходит усиление духовно-душевного; ас. тело здесь сильнее связывается с эфирным, что выражается в повышении понимания импульсов, действующих во внешнем мире, исторических сил". 294(8)



1621.Мало спящий ребенок плохо ощущает музыку и не понимает историю, много спящий слаб в пластических представлениях, в геометрии. 300-в с.59



1622. "Нужно знать: до 14 лет ребенок не может судить, и если его побуждают к суждению, то разрушают его мозг. ... Суждение нужно воспитывать с 14 лет". Тогда следует учить логическому постижению мира.
     От 14 до 21 года ни один человек не должен воспитываться, не получая представлений о земледелии, торговле, промышленности. Это должно даваться и как учебные предметы, которые тогда более необходимы, чем то многое вздорное, чему в этом возрасте учат теперь. 192(4)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru